Прикладная эпистемология для 5-классников
Уважаемые господа пятиклассники!
Позже я вам объясню, почему я так необычно к вам обратился, и насчет
«уважаемых» скажу, и по поводу «господ». Прежде всего хочется сообщить,
что вам, именно вашему классу, выпала честь первым приобщиться к новому,
очень перспективному делу – к занятиям по настройке ума.
Кстати, именно занятиям, а не урокам. Урочная система здесь совсем
не подходит, вы потом сами убедитесь, что это так.
По вашим глазам вижу – есть вопрос: а разве наши умы не настроились
уже за 4 года обучения? Да, конечно, в какой-то степени. Но тут речь
идет о такой настройке, которая еще в школе никогда и никем не делалась.
Так что и я сам, хоть и ваш учитель, но тоже свои мозги за учебный год
надеюсь хоть немного за счет вас поднастроить. Вообщем, будем обучаться
взаимно.
Более того вам скажу: наше совместное обучение будет даже многим взрослым
наука. Дело в том, что людям мозги, если не сменить, то изменить, настроить
– давно пора.
Об этом надо поосновательней поговорить. И с этой целью поучительно
присмотреться к языку, который, как бы его ни использовали, но – остается
инструментом мышления. И сбои мышления в языке очень уж показательно
фиксируются.
Самый простой случай – речевые ошибки. И тут я рассчитываю на вашу
помощь. Человек съездил, допустим, в Москву. Как правильно сказать,
откуда он приехал?
-- Из Москвы.
-- А как часто говорят?
-- «Приехал С Москвы».
-- А еще говорят: «Я пришел СО школы». Как будто человек НА школе сидел
и учился!
-- Верно подмечено. А как народ насчет половины выражается?
-- Говорят: «большая половина», «меньшая половина».
-- Как будто половины не одинаковые!
-- Тут мы разобрались. А вот посложнее задачка. Пасажир спрашивает,
где ему надо выйти, чтобы попасть туда-то, а ему говорят: «Вам нужно
проехать одну остановку». Где ему нужно выйти?
-- На следующей!
-- Нет, через одну, ведь следующую он должен проехать!
-- А если понять буквально?
-- Ух ты, и правда! «Проехать одну остановку» -- так ее ведь и проезжать
незачем! 20—30 м можно и пешком пройти!
-- Ну так что? Стоит ли такое выражение применять, если путаница возникает?
-- Нет, конечно!
-- А какое лучше?
-- «Выйти на следующей»!
-- Хорошо, давайте выйдем… выйдем на следующую тему, поскольку вы уже
немного настроили свои умы, подмечая чужие сбои мышления в речи.
Теперь я вам готов сказать, почему я к вам так необычно обратился.
Дело в том, что человек, имеющий свое собственное мнение и умеющий аргументированно
его отстоять, способный критически оценить даже, казалось бы, неоспоримо
общепринятое, ставящий себе в жизни непростые задачи и вырабатывающий
стратегию их достижения, сформировавший для себя жизненные принципы
и неукоснительно им следующий -- это не просто человек, это суверенная,
творческая личность, заслуживающая уважения.
К этому должен был бы стремиться каждый человек, но далеко не у всех
получается. У вас должно получиться -- вам ведь предоставляется методическая
помощь по психологической настройке ваших умов, и я уже вижу в вас хозяев
своей судьбы, уважаемых людей, сумевших преодолеть – с дрожью в голосе
об этом говорю – эволюционную отягощенность человеческого мышления.
Вот почему я вас и назвал – немного в кредит – уважаемыми господами.
Эта отягощенность -- серьезная тема, достойная отдельного занятия.
А сейчас есть возможность послужить общему делу… Лес рук, но Алеша уже
на слове «послужить» руку поднял, так что всех остальных прошу пока
побыть зрителями и слушателями. Пока – потому что ваша умственная инициатива
еще всем не раз пригодится.
Итак, Алеша, сейчас ты нам кое-что интересное покажешь. Ты будешь считать,
а я буду задавать тебе вопросы. Ты должен, оторвавшись на ответ, продолжить
счет с того места, где остановился. Готов? И я тоже приготовился. Начинай
считать.
-- Раз, два, три, четыре, пять…
-- Русский поэт?
-- Пушкин. Шесть, семь, восемь…
-- Птица?
-- Курица. Девять, десять, одиннадцать…
-- Насекомое?
-- Муха. Двенадцать, тринадцать, четырнадцать…
-- Животное?
-- Собака. Четырнадцать…
-- Стоп! Четырнадцать уже было.
-- Пятнадцать, шестнадцать, семнадцать…
-- Спортивная игра?
-- Футбол.
-- Теперь, Алеша, садись, ты хорошо справился с заданием на распределение
внимания. А почему, интересно, ты сбился на собаке?
-- А у меня еще и кошка в голове была, помешала.
-- Ну, Алеша, молодец! Ты дал нам поводов для размышлений даже больше,
чем я ожидал. А теперь я предлагаю вам всем подумать, какие выводы можно
сделать о человеческом мышлении из того диалога, свидетелями которого
вы все были. Обсуждение сделанных вами выводов будет отличным введением
в ту тему, которая будет главной на следующем занятии.