ПОГОВОРИМ О ЖЕНЩИНАХ
При
разговоре с президентом Белорусского интеллектуального ресурса (БелИР)
женская тема не могла не трансформироваться. Дело в том, что он, Виктор
РУДЕЛЬСОН, выдал серию публикаций под шокирующим мужчин названием
«Приоритетность женского интеллекта» и прочитал на эту тему несколько
лекций в Национальной библиотеке.
--
Как получилось, что вы, изобретатель и НТРовец, так углубились в женскую
тематику?
-- Вспомнилось журналистское прошлое, захотелось «тряхнуть стариной».
Началось все с того, что я обратил внимание на разительное несоответствие.
С одной стороны, за века, что существует человеческая письменность,
пламенные мужские души исторгли столько восторженных слов и восклицаний
для восхваления женщин, что не так-то просто отобрать самые характерные.
Все-таки попробую. «Мужчина велик на Земле и в веках,
но каждая йота его величия выросла из женщины» – так по-рыцарски высказался
американский поэт Уолт Уитмен. «Женщина – сердце человечества»
– отпускает комплимент индийский поэт-философ Рабиндранат Тагор. А вот
уже ближе к «моей» теме: «В некоторых случаях одна женщина намного проницательнее
сотни мужчин» (Готхольд Лессинг). «Женская догадка обладает большей
точностью, чем мужская уверенность» (Редъярд Киплинг).
Ну, а с другой стороны – приниженное социальное положение женщин, бытовая
эксплуатация, имеющие традиционное «объяснение», что женщина от природы
хуже, примитивнее, слабее и глупее мужчин. «Женская логика», «слабый
пол», «Женское коварство» – в этих словосочетаниях тоже просматривается
безапелляционный мужской взгляд на женщину как на «худшую разновидность
человека».
-- И вам захотелось стать на позицию честной и беспристрастной науки
и разобраться с женским интеллектом?
-- Именно. Мне было, конечно, известно, что женщины в среднем ниже ростом,
что их мышечная сила меньше. Но, оказывается, женская выносливость и
способность выдерживать длительные физические и психические нагрузки,
лишения, боль и мучения выше, чем у мужчин. Дальше – больше. Оказалось,
что даже анатомически женские мозги устроены иначе. Мозолистое тело,
соединяющее полушария головного мозга, у женщин развито более сильно,
чем у мужчин. И уже это определяет во многом отличный стиль думания.
Если у мужчин из-за большей обособленности их мозговых полушарий мышление
имеет, как правило, выраженный право- или левополушарный характер (что
соответствует «художественному» или «аналитическому» способам восприятия
действительности), то у женщин в информационной работе одновременно
находятся, по существу, оба полушария, и доминирование одного из них
выражено слабее.
-- Известно, что объем мозга у женщин меньше, чем у мужчин.
-- Да, примерно на 100—150 см3.
-- Так, может, это связано с более совершенной организацией их мозга,
что делает излишним большой объем?
-- Я такую мысль не исключаю. Более того, могу привести прямой довод
в ее подтверждение. В эпоху кроманьона происходит удивительное явление
– человеческий мозг (1880 см3 у первых кроманьонцев) начинает уменьшаться
в размерах и за 10—20 тысяч лет доходит до объема 1570 см3. У древних
египтян за 3 тысячи лет от I до XVIII фараоновской династии средняя
емкость черепа снизилась с 1414 до 1379 см3. Что не мешало древнеегипетской
культуре прогрессивно развиваться.
-- Что ж, продолжим дискредитацию мужского шовинизма. Как морфологические
особенности женского мозга проявляют себя в психической и интеллектуальной
деятельности?
-- Прежде всего о женском методе мышления. Один ученый , биолог по образованию,
сравнивает его с полетом летающей рыбы. Когда нужно спастись, уйти от
акулы или тунца, она выпрыгивает из воды и, пролетев десятки метров,
оказывается в воде на безопасном отдалении от преследователей. Так же
и женщина – она получила от природы способность совершать информационные
прыжки в подсознание, чтобы, быстро приняв решение, уйти от опасности.
Иначе говоря, ее метод думания надлогичен или же основан на особых,
мгновенно действующих информационных программах, механизм которых нам
пока не известен.
-- Здесь на ум приходить похожий образ – прыжки через пропасти незнания,
которые совершают генераторы идей. Не получается ли так. что качество,
характеризующее лишь избранных – людей активного интеллекта, способных
к генерации нового знания, -- для женщин является вполне обычным?
-- Можно думать, что именно так оно и есть. Ведь там и там полет мысли
происходит на крыльях интуиции. Но у женщин, как выяснилось, эмоциональное
подкрепление идет от более новой, чем у мужчин, структуры, называемой
поясной извилиной. У мужчин же эмоциональная сфера связана с древней
лимбической системой, морфологически намного более простой.
-- Вот, оказывается, даже эмоции женские рангом выше, тоньше. Где
же ваша мужская солидарность?
-- Тут надо что-то выбрать – или солидарность, или объективность. И
объективность заставляет напомнить о гормоне тестероне, выделяющемся
у мужчин в кровь, когда они попадают в сложные ситуации. В первобытные
времена, когда жизнь мужчин – на охоте, в сражениях – регулярно подвергалась
опасности, гормональный вихрь своевременно поддерживал бдительность,
увеличивал силы, разжигал ярость борьбы. В цивилизованном же обществе
вспышки тестероновой агрессии почти всегда неуместны, опасны, чреваты
ошибками в принимаемых решениях. Не случайно 88% преступников в нашей
республике – мужчины.
-- Что нового дали социологические исследования интеллектуальных
различий, связанных с полом?
-- В прошлом году агентство Рейтер опубликовало результаты исследований,
проведенных с 10 тысячами студентов высших технических учебных заведений
Англии. Изучалась эффективность новой, введенной в последние годы, системы
обучения – полностью демократической, дающей равные возможности юношам
и девушкам при поступлении в вузы, использующей единые критерии в процессе
обучения.
Результаты не удивили педагогов, но встревожили социологов и социопсихологов.
«Мальчики значительно уступают девочкам, которые добиваются поразительных
успехов в учебе, -- сообщала газета «Санди Таймс». -- Даже в изучении
математики юные джентльмены обходят девушек по отметкам лишь на 1%.
В университетах девушек стало больше, чем юношей, они проявляют большую
амбициозность. Они как выяснилось, не только лучше учатся, но и успешнее
применяют полученные знания на практике».
-- А может, все гораздо проще – просто появились стимулы, которых
у них раньше не было?
-- Что и говорить, учиться, чтобы участвовать потом в больших и интересных
делах – немало значит. И все это имеет прямое отношение к тому, каков
климат общества, каковы сложившиеся в нем традиции.
Доцент БГУ Елена Гапова пишет, например, в одной из своих статей, что
сегодняшняя белорусская (русская, украинская) женщина прямо-таки запрограммирована
на ритуальное исполнение традиционных патриархальных обязанностей. Сегодняшнее
общество принуждает ее ценить «обеспеченность» за спиной мужа больше,
чем право на индивидуальность и возможность самой распоряжаться своей
жизнью. Ну, а 51% женского населения республики в сопоставлении с 3—4%
в парламенте – разве такое соотношение пристало государству, находящемуся
в центре Европы? Разве присутствие женщин в исполнительной власти не
носит «декоративный» характер?
Не удивительно, что в Беларуси все больше набирает силу женское движение.
Женщины как бы наверстывают то, что ими было упущено за годы тоталитарного
режима. И задача достижения реального, а не формального равноправия,
конечно же, на первом месте у белорусских феминисток.
-- Как выводы, к которым вы пришли, можно было бы преломить в педагогической
практике?
-- Зададимся вопросом: что всего важнее для выживания человечества?
Ответ может быть таков: взаимопонимание на всех уровнях – семьи, группы,
общества, государства, всего человечества. Как говорил поэт, «если это
нами сможется, остальное все приложится».
И потому важно, мальчики смолоду знали, что девочки думают не так, как
они, и не считали эту особенность недостатком. Обратное, конечно, тоже
должно быть. Девочкам, например, стоило бы знать, откуда у мальчишек
идет желание объяснять, хотя бы для того, чтобы они не считали их логичность
занудством. Педагогика ранних возрастов должна бы принять и «задействовать»
эти половые различия.
-- А может, вообще пора вспомнить хорошо забытое старое – пансионаты
для благородных девиц, мужские гимназии?
-- Раздельное и совместное обучения имеют свои преимущества и недостатки,
и на вопрос «Что лучше?» нельзя ответить однозначно. Открытое или закрытое
учебное заведение, специализированное оно или общеобразовательное, каков
менталитет народа и обычаи – все это должно приниматься во внимание
в каждом конкретном случае. Ну, а теоретическую базу для решений должны
дать научные многодисциплинарные исследования педагогов, психологов,
социологов, может даже и этнографов. Стереотип женской неполноценности
уже начинает разрушаться, и это должно повлечь за собой шлейф научно-педагогических
результатов и рекомендаций.
-- Ну, и в заключение, не хотите ли подвести итог обсуждения «женской»
темы?
-- Ни на научном, ни на социально-прикладном уровне не существует каких-то
оснований считать, что мужской интеллект превосходит женский. Мужское
засилье, наблюдаемое в сфере управления и в выборных представительных
органах, можно объяснить лишь живучестью целенаправленно воспроизводимых
стереотипов сознания, мужской агрессивностью, предрасположенностью мужчин
к силовым методам.
При равном доступе к обучению и управленческой деятельности женщины
по интеллектуальной продуктивности не уступают мужчинам. Относительная
уязвимость женской психики – повышенная эмоциональность и конкурентность
– самоустраняются и нивелируются в смешанных целеустремленных коллективах.
Женщины, в силу своего биологического существа, более обстоятельно и
ответственно относятся к проблемам, от решения которых зависит будущее
всего общества. Специфика женского интеллекта позволяет быстрее находить
менее опасные и более надежные (даже в дальней перспективе) решения.
Женщины менее склонны к кровопролитию и физическому уничтожению оппонентов,
они более человечны в понимании современных задач и перспектив выживания.
В сегодняшней кризисной и провальной экономико-политической ситуации
женский метод мышления оказывается не только более «соответствующим»,
но и более предпочтительным.
Если бы метод принятия государственных судьбоносных решений из домостроевского
стал по-настоящему демократическим, необходимость давать «задний ход»
так часто, уж поверьте, не возникала бы. Социологи полагают, что мужское
«доминирование» перестает ощущаться, когда в совещательном органе женщины
составляют не менее трети. Чтобы дойти до 35%-ного представительства
женщин в парламенте республики, по-видимому, должно смениться не одно
поколение.
(Гравитон, № 11, 1996).