ПЕДАГОГИКА |
||
Наиболее значимые материалы сайта: •
3 категорических императива выживания
|
Одаренность: выявлять или раскрывать? Владимир
ТРЕТЬЯКОВ, В общественном сознании в последние годы произошли сдвиги, и теперь уже нет необходимости доказывать, что талантливые дети заслуживают особого внимания. Вопрос перешел в конкретную плоскость: каким образом это осуществлять. Можно сделать ставку на выявление одаренных детей – по специальным тестам, по результатам олимпиад и конкурсов. Если проанализировать принципы, положенные в основу такого подхода, то выяснится следующее: одаренность – качество редкое, а если она на уровне таланта – так и вообще уникальное. А поскольку талант – национальное достояние, то тут все средства хороши: особый подход, персональные учителя, индивидуальные программы обучения, элитарные классы, непрерывное отслеживание достижений в учебе и в творческих соревнованиях. В Минске сделана попытка реализовать подход «на выявление». В сентябре прошлого года в Минском дворце детей и молодежи (МДДМ) создан научно-технический центр (сейчас отдел) «Одаренные дети», который возглавил канд. пед. наук Г.Коваленко. Судя по названию, можно предполагать, что отделу каким-то образом удалось выявить сотни одаренных учеников и втянуть их в свои кружки и школы юных. Увы, это не так, ибо с этой одаренностью все непросто. Вот что пишет по этому поводу канд. псих. наук Т.Василец: «Наше общество… не имеет даже на чисто теоретическом уровне оснований для решения задачи поиска, отбора и развития одаренных детей». Более того, «анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что единое понимание психологической сущности одаренности пока не выкристализовалось». В названии «Одаренные дети» проглядывает желание выдать желаемое за действительное. Казалось бы, это можно объяснить и простить. Но тут по существу идет эксперимент на людях. У кого нелады со школой, кто страдает от своего аутсайдерства в детском коллективе – для тех отдел «Одаренные дети» -- большая приманка. Правда, при этом в приниженном состоянии оказываются почти 8 тыс. учеников МДДМ из других отделов, но это уже считается мелочью. Вот найдем хотя бы один национальный талант, тогда будем «на коне», победителям все простят. И что это ничего не слышно о подобных названиях в других краях? Программы по одаренным детям есть, ассоциации – Всемирная и Европейская – пожалуйста, но не учебные заведения! «Одаренные» -- оценочный эпитет, и эту оценку не изнутри нужно давать. Гарвардский университет, скажем, элитарное учреждение, речи нет, но не ищите этого эпитета в его названии. Им он показался нескромным. А мы что же – так привыкли к партийному лозунгу «Слава КПСС!», что к подобным ему уже не чувствительны? Дефектность подхода – «назовем всех, кто пришел, одаренными, а потом разберемся» – особенно ярко проявилась в результатах XII конференции научного общества учащихся, одним из организаторов которой был отдел «Одаренные дети». В работе 23 секций участвовало более 500 учащихся. По количеству – великолепно, а по качеству? Судите сами. Для публикации в сборнике «Юный исследователь» было отобрано 56 работ. Оказалось, только 3 из них можно отнести к научно-исследовательским (да и то одна из них из Самары, а другая из Обнинска), 6 можно отнести к практическим (4 – на основе собственных компьютерных программ и 2 – социально-психологические опросы). Остальные же 47 – рефераты! Не научно-практическая, а какая-то «реферативная» конференция! Если бы научно-технический отдел взялся референтов одаренных готовить, так еще понятно. А так – зачем? А между тем есть подход, не так критически зависящий
от того, решена ли и как решена трудная проблема детской одаренности.
Есть серьезные ученые, считающие: все дети одарены, только их способности
на протяжении жизни подавляются. Негативнгое влияние школы, по мнению
известного учителя В.Гербутова, происходит от: Ну а то, что плохо для «обычных» учащихся, особенно тяжело сказывается на одаренных с их более тонкой нервной организацией. Во всяком случае можно утверждать, что одаренных по задаткам значительно больше, чем по проявлениям. А если так, то ясно, что нужно делать: реабилитировать одаренность, возрождать ее, раскрывать. Тогда становится понятным, что должно быть вместо отдела «Одаренные дети»: Учебно-творческий центр раскрытия одаренности. Легко сказать – «раскрыть», но трудно осуществить. Ведь из года в год способности подавлялись, и восстановить их -– тут средства требуются чрезвычайные. Фигурально говоря, нужно дать каждому учащемуся возможность открыть самому, своими силами, дифференциальное исчисление. Ньютоновское или какое-то еще, никому не известное. Конечно, нельзя устроить так, чтобы процесс познания совершался при непрерывном блеске озарения. Да и творчество – не только средство, но и цель. Чем унылое реферирование по одному—двум источникам, так уж лучше творческое «раскрепощение» по любым поводам. Вместо той самой конференции не лучше бы было провести нечто вроде интеллектуального шабаша, праздник творческой вседозволенности? Попробуем представить себя подростками, которым предлагается
на выбор: Мне кажется, даже если бы по результатам таких «мероприятий» призов и премий не было совсем, учащихся не пришлось бы уговаривать участвовать. Подведем итог. Раскрытие одаренности имеет то преимущество перед ее выявлением, что не требует никакой психодиагностики и связанного с ней отбора. Одаренные по задаткам и одаренные по проявлениям учатся вместе, у первых есть к чему стремиться, а у вторых – перед кем себя показать. В заключение – две мысли для размышления. Ну, а что же отдел «Одаренные дети»? Существует, будто бы ничего не произошло. И мне, его сотруднику*), остается одно: уйти в знак протеста. Опубликовано
17.7.1993 г. в «Настаунiцкай газеце» *) В 1992—93 гг. – замдиректора научно-технического отдела «Одаренные дети» МДДМ. P.S. См. также неопубликованный материал о концепции бездарных детей, написанный тогда же “чтобы душу отвести”. |
|
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by |