ПРОЕКТЫ |
||
Наиболее значимые материалы сайта: •
3 категорических императива выживания
|
Меморандум
Представлен в 1992 г. в Комиссию по науке и
Документ содержит изложение
Человеческий
мозг возник как инструмент анализа организмом Интеллект, не являясь сам по себе ни силой, ни энергией, дает человеку возможность целенаправленно концентрировать силу и энергию природных источников и использовать в своих интересах, организовывать контролируемое перемещение масс вещества, изменять время течения процессов, вызывать или предотвращать события. Реальность материального мира накладывает на интеллект специфические ограничения, осложняющие процесс принятия решений. Интеллект не может заменить собой никакой материальный ресурс, отменить законы Природы. Но он способен найти решение проблем – заменить один ресурс другим, изменить качества объекта, предвидеть катастрофу или предложить, как ее предотвратить. Весь предметный и духовный мир человеческой цивилизации создан, в конечной мере, совокупным интеллектом, творческими усилиями миллиардов людей, живших до нас. Интеллект представляет собой первый аргумент в выживании и процветании человеческих сообществ, и по этой причине является главным достоянием государства. От объема и качества интеллекта, имеющегося в наличии, зависит эффективность использования всех видов ресурсов жизнеобеспечения. Дефицит благосостояния или материального ресурса начинается с дефицита «серого вещества». Интеллект уже имеет масштаб глобальной силы, способной изменять течение земных процессов, например, геологических или метеорологических. Овладев некоторым объемом информации о строении Вселенной, о глубинных закономерностях микро- и макромира, интеллект станет космически активной силой. Можно сделать вывод, что во Вселенной, кроме ее самое, бесконечной и неисчекрпаемой, нет явления более могучего и значащего, чем Интеллект, и нет физического объекта более важного для судьбы цивилизации, чем человеческий мозг. В конце ХХ столетия комплекс исторических обстоятельств сформировал научное отношение к общественному интеллекту как к государственно-масштабной силе, как к ресурсу № 1. 2. РЕСУРСНО-ИНТЕЛЛЕКТНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ Ресурсно-интеллектный
подход (РИП) базируется на следующих пяти пожениях: РИП, совмещающий в себе «вдохновенность» интеллекта и жосткую оценочную прагматичность ресурса, закладывающий в основу коренные интересы носителя интеллекта, оказывается действенным аналитическим инструментом, критерием-камертоном, позволяющим находить рациональные и обоснованные ответы на многие социальные, государственные и даже специфически политические вопросы. Если последовательно исходить из базового факта, что ИРО – это главная ценность и источник творческой силы общества, то значение и роль многих сегодняшних общественно-государственных сфер и структур кардинально переосмысливаются, расширяются, получают мотивированное осмысление. Так, например, культура народа, в духе РИП, -- это освоенный и постоянно обновляемый людьми багаж знаний, опыта, представлений и переживаний, относящихся к миру и человеку в нем. Это – наука и промышленные технологии, искусство и литература, религии и идеологии. Это – все информационное поле общества, материально необходимое для успешной работы ИРО. Если верно, что продовольствие – это пища для социального желудка, то культура – весь создающий ее информационный массив, -- это пища для социального мозга, основа для его творческой деятельности. От калорийности «культурной пищи» во многом зависит результативность ИРО. Мораль, как наиважнейший элемент культуры, является эволюционным приобретением человеческих племен, возникшим в результате продолжительной и мучительной борьбы за выживание. Комплексы условностей, сознательных запретов и добровольных самоограничений, обычаи, традиции моральных оценок и норм поведения – все это служит взаимозащите и самосохранению. Мораль нужна, чтобы бытовые и производственные отношения были безболезненными и результативными. По той же причине мораль нужна и в межгосударственных взаимоотношенгиях. Можно сформулировать, что мораль, этика – это осознанное, необходимое условие общественной жизни интеллекта. Лишенный моральной базы, интеллект оказывается опасным, даже античеловеческим инструментом. Вот почему обществу нужен не «голый» и не просто сильный интеллект, но интеллект, контролируемый и направляемый прочными моральными принципами. Интеллектуальная
культура народа – это важнейшая часть его национального самосознания,
являющаяся основой и содержанием государственного сувереннитета. 3.КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА ОБЩЕСТВА Под интеллектуальным ресурсом общества (ИРО) понимается суммарный общественный интеллект, организованный и определенным образом подпитываемый, способный в симбиозе с установками искусственного интеллекта и в разумное время разрешать задачи экстремального характера. Социально-психологический и экономический способ мотивации и согласования творческой деятельности отдельных интеллектов в результативное сообщество является первым содержательным компонентом концепции ИРО. Метод эффективного «съема» интеллектуального продукта со всего объема общества составляет технический базис и является вторым тезисом ИРО. Специфический общественный механизм, гарантирующий объективную оценку и морально-гуманное использование конечного интеллектуального продукта, является третьим необходимым компонентом. Таким образом, суть идеи ИРО заключается в интенсификации интеллектуально-творческой деятельности, приобщении к ней как можно большего числа носителей интеллекта, нацеливании этой созидательной деятельности на разрешение наиболее острых проблем экономической и общественной практики и создании, для реализации самой системы ИРО, адекватной техносоциальной структуры. Специфика диалектики социального использования интеллектуальных сил заключается в том, что государственно-прагматичное отношение к множеству интеллектов как к наиценнейшему интегральному ресурсу общества не означает их принудительного использования, сведения каждого отдельного интеллекта до уровня безгласной гайки или человеческого фактора. Наоборот, ИРО с самого начала задуман как свободное сообщество свободно мыслящих личностей, максимально проявляющих и реализующих свою творческую сущность. Потому система ИРО может осуществиться и функционировать только при демократическом строе общества, при реальном суверенитете, наполненном развитым национальным чувством, национальным самосознанием. Авторитарный или тоталитарный строй своей идейной органикой исключает возможность синтеза ИРО. Народ личностей – фактическая цель демократии и практическая база ИРО. Сочетание полной реализуемой свободы личности и свободы народа с гуманистическим использованием интеллектуального продукта (ИП), при котором государство направляет процесс и достойно оплачивает его результат, -- вот идейный принцип ИРО. Не менее
важным является сохранение морально-демократических принципов при непосредственной
техносоциальной реализации системы ИРО: 4. ПРИЧИНЫ АНТИИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА И НЕДООЦЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Догма диктатуры пролетариата исключала объективную оценку исторической функции интеллигентской «прослойки», а свобода мысли, необходимая для продуктивного творческого труда, таила в себе смертельную опасность для единоличной власти узурпатора. Потому объявлялось, что эта злоумышленная «прослойка», из-за своего непролетарского происхождения, исходно идейно неустойчива, органично склонна к измене и вредительству. Стремление противопоставить интеллигенцию народу было также обусловлено боязнью, что народ осознает себя сообществом индивидуумов, выработает у себя, как говорят социопсихологи, «мы-чувство» и не захочет быть дальше колонией московской империи. Большие потери понесло белорусское национальное самосознание. Были лживо обвинены в измене Родине, подвергнуты пыткам, издевательствам, а потом расстреляны выдающиеся деятели науки, культуры, искусства – философы и ученые, поэты и драматурги, скульпторы и артисты. Как показали раскопки могил в Куропатах, убивали выстрелом в голову. Стреляли в самый ненавистный узурпатору и самый опасный для режима орган – в мозг, в ИНТЕЛЛЕКТ. Белорусская культура действительно обезлюдела. Результатом стало отречение от родной мовы, стремление молодежи переселиться в город, покинуть обжитые места, т.е. малую родину. Отказ от малой родины вел к отказу от Родины большой, к моральной люмпенизации. Основой партократического тоталитарного строя, кроме репрессивных органов, являлась номенклатурная система. Она «поддерживала» темпы геноцида народа, определяла духовно-кастрированную атмосферу советского общества. Как продемонстрировал исторический опыт, номенклатурная система оказалась весьма пригодной для масового тиражирования некомпетентных руководителей. Ученые, исследующие этот феномен, используют даже термин «дебилизация руководства». Они прямо указывают, что генетическая ослабленность народа ведет к ошибочным решениям в политике: «Метастазы дебильности неизбежно проникают в систему управления, формируя деятелей, принимающих дебильные решения». Алкогольный «самогеноцид» населения, вызванный духовным гнетом, тоской и безысходностью, еще больше усугублял положение. Однако в многострадальном советском обществе, вопреки негативным и деструктивным процессам, начался противоток возрождения. Явились признаки морально-интеллектуального вольнодумства, эпизоды критической оценки партийного тоталитаризма, защиты прав человека. Они подавлялись «компетентными органами», но свободомыслие под корень уничтожить не удалось. Громадное значение для самосознания, восстановления задушенного народного интеллекта и возвращения комплекса «интеллигентских» моральных ценностей имели годы «перестройки» с их призывами к гласности, плюрализму мнений, свободе критики ошибок власти, с пробуждением чувства личной ответственности избирателей за будущее Республики, за ее независимость и суверенитет. Благодаря успешной борьбе национальных патриотических сил возникло суверенное государство – Республика Беларусь. Произошедшие политические и социальные изменения трудно переоценить. Заложены государственные основы возрождения общественного национального самосознания. Есть предпосылки превращения множества разрозненных интеллектов в действенный интеллектуальный ресурс. Однако чувство опасности, загнанное в подсознание, все еще вызывает настороженные отношения к интеллекту, а атавизмы партийного «политвоспитания» и остатки номенклатурной кадровой практики продолжают определять низкий социальный рейтинг интеллигенции и эпизоды прямого антиинтеллектуализма. 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ УРОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА Анализ условий и причин регресса и крушения государств и империй, как древних, так и современных, позволяет сделать вывод, что в основе их распада лежат не только материально-ресурсные и кадрово-ресурсные дефициты, не только конкретные ошибки политической и экономической практики, просчеты корифеев и пророков, но и некоторый более фундаментальный фактор – принципиальное и и исторически продолжительное пренебрежение властей к ИРО. В свое время цепь революционных выступлений вогнала капиталистический мир в панику. Положение усугублялось разрастанием общемирового экономического кризиса. В отчаянном напряжении самоспасения, мобилизовав весь свой тогдашний ИРО, капитализм нашел выход из положения и выстоял. Непонимание руководством СССР созидательной и цементирующей роли и приоритетного значения ИРО для судьбы многонациональной страны, неиспользование и значительное истребление его, продолжительное следование неверным и самоубийственным идеологическим догмам привели к сегодняшней экономической и политической катастрофе, хаосу социального сознания, народного разъединения и растерянности. Руководство Союза отводило уцелевшему ИР в его абстрактно-технократической «интернационалистской» форме кабальную роль, для чего стремилось оторвать его от национальной основы, придавая ему почти космополитический, т.е. вознесенный над конкретными народами, всесоюзный статус (пример: военно-промышленный комплекс. В еще более грубой форме это делалось в армии). История
безжалостно продемонстрировала, что политически, экономически, прагматически
выигрывали те сообщества, где интеллектуальные силы надлежащим образом
оценивались, гле национальный ИР не уничтожался, а поддерживался, обновлялся
и использовался для повышения материального благосостояния. Экономическую несостоятельность, пещерность игнорирования и принижения роли интеллигенции подчеркивает упрямый факт статистики: в сфере интеллектуального труда в развитых странах (с учетом, естественно, сферы управления и информатики) занято уже больше половины, точнее более 55% трудового населения (данные 1988 г.). Соответствующий индекс для бывшего СССР составлял лишь 28%. Доминирование доли и роли интеллектуальных сил в составе трудовых ресурсов является показателем здоровья государственной экономики, высокой степени информатизации общества. Гегемонам становится интеллигенция. 6. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИР В РЕСПУБЛИКЕ Теперешняя интеллектуальная ситуация – это фактически наследство нашего недавнего прошлого. Кадрово-контрольные
структуры республики сохранились в неизменном виде, и работа их базируется
на прежних номенклатурных установках. Это обстоятельство оказывается
решающим для практики использования ИР. Считается, что в официальных
учреждениях госуправления, науки, образования и культуры сконцентрирован
почти весь интеллектуальный потенциал страны. Народ в своей массе считается
малокомпетентным, не способным на «ценные предложения». Для решения
антикризисных задач используется исключительно «официальный интеллект».
Мнения народа не могут быть в нужной мере ни услышаны, ни учтены, поскольку
структуры власти не владеют достаточным количеством и мощностью приема
и обработки сообшений, захлебываются даже при небольших превышениях
обычного потока информации. Проведение представитпельных опросов, выборов,
референдумов вызывает болезненное перенапряжение всех госструктур. Демонстрации
же и митинги являются скорее манипулируемыми взрывами национальных и
политических эмоций наиболее мобильной части общества, чем отражают
ИР населения, кроме обслуживания профессионально-трудовых, промышленно-хозяйственных потребностей, зациклен на бытовые проблемы и в незначительной степени участвует в процессах самоуправления или содействует росту республиканского интеллектуального продукта. Только незначительная (2—3%-ная часть народного интеллекта работает в позитивном режиме, занимаясь изобретательством и самодеятельным творчеством. Развитие частного предпринимательства вытянуло из ИР пока только небольшую (4—5%), но на сегодня наиболее инициативную часть. Преобладающее же большинство интеллектов пребывает в ненапряженном режиме ожидания. По линии госпроблем главный ИР «дремлет» – не вашего, говорят, ума дело. «Думающий цвет нации», отобранный путем выборов народных депутатов, больше нацелен на межфракционную борьбу, политиканство и внешнюю декларативность, чем на ответственную и взвешенную законодательную, экономическую и социальную практику. Не все депутаты владеют необходимыими знаниями, опытом и моральными качествами. Информационные, экспертные и прогностические подразделения ВС, призванные помогать депутатам в создании законов, маломощны и недостаточно квалифицированны. Процедура проведения сессий ВС не имеет жесткого конструктивного регламента, из-за чего дебаты временами напоминают бесплодную амбициозную ругань, демонстрацию себя перед телекамерами и бессмысленную трату парламентского времени. Малоэтичные и даже за гранью этики поступки некоторых депутатов не добавляют авторитета парламенту как «мозгу, совести и справедливости народа». Интеллектуально-деятельная и высококомпетентная часть ВС и Правительства малочисленна, перегружена и физически не всегда способная оперативно откликаться нпа изменения в обстановке, вести законотворческую деятельность в нужном объеме. Не останавливаясь
на положительных моментах современной белорусской науки (имеющей отдельные
достижения мирового уровня), отметим негативные и разрушительные моменты
– архаичность и косность организационных структур, остаточный принцип
финансирования, широкоразвитый паразитизм, беспринипную торговлю рецензиями
и заключениями, бесстыдный плагиат, подтасовку (или прямую подделку)
результатов прикладных работ и низкую их внедряемость. По тенденциям эксплуатации своих интеллектуальных сил РБ идет в кильватере России, практически копируя постановления о народном образовании, организации академий политехнического, инженерно-технологического и сельскохозяйственного профилей. РБ до сих пор не присоединилась к Бернской, Римской и Фонограммной конвенциям. Не принят закон об интеллектуальной собственности, нет национального патентного ведомства. Интеллектуальный товар не охраняется, безнаказанно присваивается и разворовывается зарубежными предпринимателями. Отсутствует ресурсный подход ко всенародному интеллекту, нет комплексного плана его воспроизводства, развития и использования. В целом ИР республики используется в худших номенклатурных традициях – архаично, непрофессионально, малоэффективно, игнорируются фундаментальные достижения управленческих, экономических и социологических наук. Об адекватности мировому научному уровню конца ХХ века не может быть и речи. 7. ПРЕЦЕДЕНТЫ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИР В РОССИИ И НА УКРАИНЕ Используя ликвидацию СССР, Россия значительно увеличила свой «официальный» ИР, приватизировав весь состав АН СССР, ВАСХНИЛ, других союзных академий и учреждений науки, культуры, искусства. Сформирован научно-технический совет «Информатизация России», создано Агентство по интеллектуальной собственности, призванное заниматься патентными вопросами. Создана международная биржа искусств, Радикал-биржа с международным банком идей, технологический концерн «Бинитек» как филиал Международной биржы наукоемких и информационных технологий. В Хабаровске действует ДИЦИС – Дальневосточный инновационный центр интеллектуальной собственности. Работают Сибирская научная биржа и Международная биржа информации и телекоммуникации (Новосибирск), организована Академия народной культуры. Издаются специальные журналы «Приоритет», «Патенты и лицензии», «Журнал НОУ-ХАУ», «Вопросы изобретательства», газеты «Радикал», «Поиск», «Ноу-хау». Предрыночная ситуация в России характеризуется стихийным возникновением банков идей, банков данных и бирж интеллектуальной собственности, патентных служб и компьютерных бирж по продаже изобретений, проектов, коммерческих предложений. Значительная часть интеллектуального товара начинает уплывать за рубеж. Растет т.наз. утечка мозгов. На Украине для развития науки планируется выделить 8—10% национального дохода. Академия наук освобождается от налогов и имеет право самостоятельно распоряжаться заработной платой. Открыты Академии инженерных и аграрных наук. Возрожден основанный еще в 17-м столетии элитарный университет «Киевско-Могилевская академия», где преподавание ведется на украинском и английском языках. Основана собственная Высшая аттестационная комиссия. Для повышения компетентности своих решений ВС Украины создал Консультативный совет из украинских и зарубежных ученых. У Президента есть собственный институт советников – Государственная Дума Украины, в составе 4-х коллегий – экономической, научно-технической, гуманитарной и правовой. Коллегии возглавляют наиболее авторитетные ученые, которым придан ранг государственных советников. Создается Украинский национальный институт стратегических исследований. Президент Л.Кравчук объявил о намерении организовать Международный атомный центр, гле могли бы работать ведущие ученые всего мира, ибо «молодому государству требуется большая интеллектуальная мощь, и нужно все сделать для ее становления». Увеличить
объем ИРО на Украине пытаются с помощью специализированной общественной
структуры УФАМТ – Украинского фонда активизации массового творчества.
Она включает в себя функциональное ядро – систему сохранения и активизации
новых идей «САНИ». Привлекательная черта «САНИ» -- направленность на
помощь авторам идей и предложений. Средства УФАМТа создаются из отчислений
государственных учреждений и общественных организаций. УФАМТ наделен
правами государственной регистрации интеллектуальных «вкладов». 8. НЕОБХОДИМОСТЬ НОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Среди многих философских определений сущности человека, формула «Человек – носитель интеллекта» представляется наиболее емкой. В ней интеллект выступает как воплощение тенденции Природы к самоосознанию, как венец жизни во Вселенной. При таком понимании сущность человека отображается и универсально и социально-перспективно. Возвышение роли разума, проведенное в настоящем документе, не является аксиологическим преувеличением, оно лишь констатирует истинное значение интеллекта в жизни человека и общества. Объективная, обоснованная оценка роли носителя интеллекта и поддержка этой оценки на государственном уровне могли бы вызвать целую череду положительных сдвигов – во взаимоотношениях между людьми, в сферах морали, здравоохранения, соцобеспечения и др. Достоинство личности, если ее понимать прежде всего как достоинство носителя интеллекта, получает надежную моральную базу – обоснованное чувство гордости уникальной и могущественной, моральной творческой силой. Уважение к личности, если ее понимают как уважение к носителю интеллекта, если оно будет проявлено государством, может, по мнению социальных психологов, стать действенным стимулом для повышения самоуважения личности, улучшения морального общественного климата, снижения алкоголизации, дебильности, криминальности. При общественной стимулировании интеллектуально-творческой деятельности, при заинтересованности в ней личности у общества появится новый фактор стабильности в переходный период. Антикризисная активность ИРО должна быть направлена прежде всего на повышение экспортной способности продуктов интеллектуальной и промышленной собственности, обеспечение их высоких товарных качеств. Паралельной и приоритетной задачей должно стать выдвижение социальных идей и рацпредложений по проблеме национально-культурного возрождения. С точки
зрения государственных интересов нежелательны стихия и хаос в создании
многочисленных фирм, производящих и обрабатывающих интеллектуальный
товар. Нужна социальная обратная связь с этими учреждениями, концентрирующими
у себя права на интеллектуальную собственность, нужна согласованность
действий и понимание общей цели (кроме естественной заинтересованности
в личной выгоде и прибыли). Авторы документа не имеют никаких иллюзий в отношении легкости исполнения этой пионерной работы. Нет сомнения, что задача реабилитации ИР во всем объеме общества, привлечение к творческой, интеллектуальной работе всего мыслящего населения необычайно сложна и трудна, учитывая неизбежный плюрализм мнений, амбициозные и антагонистические интересы и запросы. Однако при реальном переходе на демократические принципы общественного порядка, при активной правовой защите общечеловеческих интересов и свобод личности, при одновременно широком использовании конфликторазрешающих процедур и направленном воспитании общественной доброй воли – такую задачу правомерно ставить уже сейчсас и находить пути ее разрешения. Известно, что до сих пор указанная социально-техническая задача не ставилась ни в государствах Содружества, ни за его границами. Из вышесказанного следует, что у белорусских ученых имеется опережающая идея ресурсного использования общественного интеллекта, реализация которой могла бы обеспечить Республике Беларусь приоритет в этой области, укрепить суверенитет и поднять научный авторитет республики, дать ей существенные экономические преимущества при ее вхождении в мировое сообщество. Национальный характер белорусского народа, которому свойственны доброжелательность, толерантность, веротерпимость, позитивность мировосприятия, и процессы построения государственного суверенитета, развернувшиеся в обществе, создают благоприятные начальные условия для постановки задачи синтеза системы республиканского ИРО. Естественно, стоит предусмотреть декларативную защиту программы ИРО от возможных попыток конкурирующих политических течений и группировок использовать ее для решения своих тактических корпоративных задач. Программа ИРО должна быть над политикой, служить интересам выживания всего народа, повышения благосостояния республики, а не отдельных общественных слоев. 9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО НОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ Декламируемая концепция НИП должна иметь адекватное законодательное обеспечение. Новые идеи вызовут ощутимые изменения в общественной психологии и целевых установках многих государственных структур. Потребуется переработка и концептуальное изменение уже принятых законов о культуре, народном образовании, информатике, здравоохранении, соцобеспечении и др. Существенные изменения необходимо внести в Основной Закон – Конституцию Республики Беларусь. Предусматривается
также разработка, обсуждение и принятие следующих новых установлений
и законов: Очень желательно
неотложно взяться за подготовку, выпуск и переподготовку специалистов
по проблеме ИРО, для чего нужно организовать новые кафедры: а также
ввести спецкурсы: Для изменения
стереотипов общественного сознания предлагается подготовить и реализовать
серию специальных социально-психологических программ. Например, таких: Необходимо также разработать первоочередную программу социальных мероприятий, которые связывали бы существующие объединения по интересам в комфортную общественную инфраструктуру «для думания» и разнообразного творчества, рассчитанную на все категории населения. Конкретизируя этот замысел, можно предложить следующее: Основать Фонд поддержки и развития ИР РБ, на базе которого организовать Дворец интеллекта, включающий Центр общения носителей интеллектов, Клуб владельцев интеллектуальной собственности «Автор», Белорусский республиканский банк идей и потребностей, Белорусское агентство реализации идей и проектов, Белорусское агентства охраны интеллектуальной собственности. 10. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ПРОГРАММЕ ЕГО РАБОТЫ Для разработки Государственной программы синтеза ИРО и комплекса сопутствующих проблем предлагается организовать творческий коллектив из специалистов нужных научных профилей в количестве 15—20 чел. Чтобы творческий коллектив (или какой-то административный орган на его основе) не смог превратиться в инструмент «укрощения общественной мысли, контроля за мозгами, манипулирования интеллектом», необходимо целевое отслеживание внешних воздействий и твердая структурная профилактика. Для получения полезной отдачи от творческого коллектива уже с момента его создания предлагается определить следующие первоочередные задачи: а) организация
постоянного научного наблюдения за состоянием и тенденциями развития
сферы производства интеллектуального продукта и интеллектуального товара,
проведение оперативного анализа ситуации и выработка рекомендаций по
ее улучшению; Основные
темы творческого коллектива разработчиков: *** к.ю.н.
Азгур З.З.,
|
|
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. tvn@iatp.by |