Глазам своим не верь!
В.Н.
Третьяков
Любите
ли вы читать рекламные объявления?.. Между тем
это иногда увлекательное занятие, чем-то напоминающее
разгадывание ребуса.
ЯЗЫК
МОЙ – ВРАГ МОЙ
Столичный
обувной магазин на ул. Красной выдал 2 -рекламные листовки – о распродаже
зимней и весенней обуви, -- сопровождаемые одним и тем же слоганом:
«На Красной улице по КРАСНОЙ цене».
Известно такое устойчивое словосочетание: «КРАСНАЯ ЦЕНА ЭТОМУ (дальше
следует название товара) – КОПЕЙКА, ДА И ТО В БАЗАРНЫЙ ДЕНЬ». Т.е. смысл
поговорки таков: качество обсуждаемой вещи не просто низко, оно – бросовое,
и потому даже КОПЕЙКА для нее КРАСНАЯ, т.е. завышенная цена, скорее
всего эту вещь и за копейку не продашь. Ну, а базарный день упоминается
потому, что в этот день, когда много народу толпится, можно чуть не
на все отыскать покупателя.
Руководство магазина на ул. Красной! Ваши листовки – образец СКРЫТОЙ
АНТИРЕКЛАМЫ своих товаров.
... «ТВОЙ МАГАЗИН ПОД ДОМОМ!» – объявляет итальянский супермаркет «Каприччо»,
указывая при этом адрес: пр. Скорины, 23. Этот пример также может пополнить
раздел учебника под названием «Непреднамеренная антиреклама».
В самом деле, зададимся вопросом: «Под домом – это как?». Есть 2 ответа.
В разговорной речи «быть под домом» означает «находиться рядом с домом».
В этом смысле получается, что супермаркет даже своего адреса не имеет
и вынужден ссылаться на адрес дома по пр. Скорины, 23, рядом с которым
он будто бы находится. Другой смысл – прямой: «под домом» -- значит
«в подвале».
И тот и другой варианты, увы, не работают на имидж супермаркета, подспудно
создавая «снижающий» эффект.
... А вот рекламируется лекарство: «ПРИНИМАЯ ЛАЗОЛВАН, ВЫ БЫСТРО ПОЧУВСТВУЕТЕ
ОБЛЕГЧЕНИЕ ОТ КАШЛЯ». Хорошо, конечно, что «лазолван» – препарат нового
поколения, но удовольствие кашлять и от этого испытывать облегчение
– сомнительное. Спасибо хоть за то, что все это будет происходить достаточно
быстро. Явно перепутались 2 формулировки: «облегчение кашля», когда
он становится не столь раздражающим для горла, и «освобождение от кашля»,
когда он проходит от приема лекарства.
И
КТО ЕГО ЗНАЕТ, НА ЧТО НАМЕКАЕТ
Техно-торговый
центр BOSCH, входящий в Siemens, дает любопытный завлекательный посыл:
«ПУСТЬ УЮТНЕЕ СТАНЕТ ДОМ, В КОТОРОМ ЖИВУТ ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ!».
И дальше
– намек на праздничную распродажу, которая принесет в дом уют. Такое
благожелательное, располагающее обращение, что что никак тут не думается,
что «дом» – это многоквартирный многоэтажный конгломерат. Ясно, что
это отдельно взятый дом или дом в смысле «квартира». Какие же там любимые
женщины могут у мужчины быть? Жена – понятно; теща – сомнительно, о
дочерях вроде так не принято выражаться. Ах да, любовница – уж она-то
прежде всего имеет право претендовать на такое звание.
Кстати, не обязательно
одна – заметим для общности. А теперь читатель-мужчина, представьте
себе свою жизнь в доме совместно с женой и любовницей. Представили?
Ясно, что тут без благословения техно-торгового центра BOSCH вам, действительно,
трудно будет обойтись.
Почему-то вариант без фривольных намеков, отвлекающий
от рекламируемой продукции, -- «ПУСТЬ УЮТНЕЕ СТАНУТ ДОМА, В КОТОРЫХ
ЖИВУТ ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ! -- в поле зрения рекламистов не попал.
... «ГДЕ ЖЕ Я РАНЬШЕ БЫЛ?» – говорит, обращаясь то ли к себе, то ли
к читателю рекламной листовки улыбающийся Зуб в виде человечка в кепке.
«А был ты в челюсти своего хозяина», хочется ласково ему ответить, с
содроганием думая о посещении таких стоматологических кабинетов, после
которых зубы теряются.
На листовке после посыла идет текст: «... спросите вы себя, посетив
стоматологический кабинет...». Но внимание до него ведь может уже и
не дойти.
Так бывает, когда игнорируют правило рекламы: иллюстративный материал
«читается» в 1-ую очередь, заглавие – во 2-ю, а уж в 3-ю, если дело
дойдет, все остальное.
... Появившиеся недавно бюро по экологическим консультациям в рамках
«кампании по по пропаганде экологического сознания и поведения» выдало
серию рекламных листовок под общим заглавием: «Экология глазами наших
детей» и слоганом «НАЧНИ ЭКОЛОГИЮ С СЕБЯ». Увы, качество этого слогана
вызывает сомнения.
Что такое экология? Во-1-х, наука. «Начать учение об окружающей среде
с себя» – это вряд ли имелось в виду.
Во-2-х, под экологией часто понимают самое окружающую среду. Например,
на вопрос: «Какая там у вас экология?» можно получить ответ: «Есть озеро,
но грязное, и какой-то химический завод, но небольшой». Значит, нас
призывают: «Начни окружающую среду с себя». Tоже как-то не то.
Остается, в 3-х, бытовое понимание экологии как состояния окружающей
среды, в соответствии с которым мы говорим о «хорошей» или «плохой»
экологии. Подставляя этот смысл в слогам, получаем: «Начни состояние
окружающей среды с себя».
М-да... Взявшись заботиться об экологии, бюро, увы, поспособствовало
загрязнению рекламного пространства.
И еще: а как это можно «пропагандировать сознание», хотя бы даже и экологическое?
БУКВЫ
РАЗНЫЕ ПИСАТЬ УЧАТ В ШКОЛЕ
Внимательное
прочтение рекламных объявлений заставляет иногда усомниться в основательности
у рекламистов не только специального, но и стандартного среднего образования.
«ЧТО ПОДАРИТЬ СВОИМ ЛЮБИМЫМ?» – вопрошают рекламисты фирменного магазина
на ул. Красной, 7, торгующего обоями, линолеумом и ковровыми покрытиями.
Ответ заставляет восхититься свободой обращения с русским языком – новизной
согласования: «СДЕЛАТЬ В ДОМЕ ВСЕ КРАСИВО!»
А новый магазин на Богдановича, 147 подает себя так: «МЫ СТАЛИ К ВАМ
БЛИЖЕ!». Естественно считать, что речь идет указанного и расположенного
рядом домов. Но тогда любой новый магазин, открывающийся на другой улице,
под другим номером, в другом городеи даже в другой стране может использовать
тот же слоган – и именно потому его не следует использовать никому.
Ведь одно из требований к рекламе – она должна быть адресной.
Все рекламные объявления были взяты в вагонах минского метро.
(Опубл. в «Белорусской деловой газете» в 1998 г., 18.05, под рубрикой "Рынок рекламы").