Institute of Intellectual Technologies


Наука в действии



Страницы сайта:


ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Менталлион как концепция психики человека
О новом понимании этиологии психических расстройств
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Пополнение теоретических принципов биологии общебиологическим принципом толерантности
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомендациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный лексический инфобанк


ПОСТ-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХИАТРИЯ

В.Н. Третьяков
МНОО «Международная Академия Информационных Технологий», Минск, РБ; Веб-Институт Интеллектуальных технологий при МАИТ: tvinteltech.narod.ru, intentact.webs.com.

Работа опубликована в «Армянском Журнале Психического Здоровья», 2017, т. 8, № 2, с. 3--10, в одном номере с Пост-эволюционной психологией(с. 11--17).

О потребности в новой психиатрии

Эта потребность определяется прежде всего тем, что психические болезни лидируют по распространенности, опережая сердечнососудистые и онкологические заболевания. Программа ВОЗ 2013—2020 гг. по глобальному здоровью [1] и инициатива Всемирного банка 2016 г. «Сделать психическое здоровье глобальным приоритетом» [2] оказались в русле критических мнений о состоянии психиатрии как науки.

С.Э. Давтян привел доводы о системном кризисе в психиатрии, выражающемся в отсутствии ее настоящей парадигмы [3], показав, в частности, очевидную неадекватность «медицинской модели», не дающей ответа на вопрос, как болеет психический больной.

Сетевой ресурс «Критическая психиатрия» и его соучредитель Дж. Монкрифф видят неадекватность психиатрии в приверженности к фармакологическим методам лечения [4]. Р. Березин, психиатр с 43-летним стажем, утверждает даже, что такая «биохимическая психиатрия» внедряется и Всемирной Психиатрической Ассоциацией и фармацевтическими компаниями [5]. Представители ВОЗ, ООН и Международного Альянса Нетрудоспособных, присутствовавшие на конференции ИНТАР-2016, «выразили общую мысль: требуется новое понимание глобального здоровья, такого, который мог бы заместить ущербную “медицинскую модель”, доминирующую в психиатрии до сих пор, настоящей парадигмой.» [6]

Попытку дать психиатрии новые стимулы развития предприняли А. Стивенс и Дж. Прайс в книге «Эволюционная психиатрия. Новое начало» [7], 2-е издание которой 2000 года было повторено в 2013 г.

Вот тот «символ веры авторов», которым они руководствовались: «Этот критический инсайт – что все виды имеют поведенческие характеристики, которые различимы и классифицируемы, так же как и их физические атрибуты, – создали экстраординарную ситуацию: становится возможным проследить эволюционную историю основных паттернов поведения от рептилий, млекопитающих и приматов до нас самих. … Это оказало бы существенное воздействие на все разделы наук, и не в меньшей степени и психиатрии, где это позволило бы определить основные психосоциальные адаптации и понимание того, как их нарушение могло бы проявляться в ментальных расстройствах [7, p. 275].»

Эту попытку нельзя признать удачной. Ведь «проследить эволюционную историю основных паттернов поведения» от наших предков «до нас самих» невозможно: этому «мешает» неучтенный авторами колоссальный барьер между ними и нами, и этот барьер – человеческая цивилизация, позволившая человеку выйти из-под пресса эволюционного отбора, перейдя от аутопластической адаптации к адаптации аллопластической [8, 416—417], т.е. переустраивая мир «под себя». Это значит, что работа [7] оказалась «новым началом», не могущим иметь продолжения.

Критический разбор работы В.П. Самохвалова по эволюционной психиатрии [9], основанной на том, что психические расстройства у человека имеют основу в “эволюционно-биологических механизмах”, проведен в [10].

Новый подход к этиологии психических расстройств, с учетом факторов как эволюционных, так и пост-эволюционных, оказалось возможным осуществить благодаря Менталлиону -- разработанной концепции психической деятельности [10—12], в обновленном виде представленной здесь как первая часть двойной публикации [13].

Любопытно отметить, что парадигма психиатрии, запрос на которую от имени ООН и ВОЗ прозвучал на конференции INTAR-2016 [6], к этому времени была уже опубликована -- как принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам и концепция Менталлиона, сопряженная с ним [10, 12].

Пост-эволюционный характер психиатрии и «параллельная» классификация психических расстройств

В силу предрасположенности человека к психических расстройствам в преморбидном состоянии находятся все люди, которых не считают психическими больными [13]. При таком понимании нормы и патологии относительная представленность морбидного и преморбидного состояний среди взрослого населения планеты, по данным ВОЗ на 2001 г., составляет приблизительно 1:10 (см. [14, с. 17]).

Есть основания для введения остинатности как важнейшей характеристики функционирования психики в норме и патологии. Остинатным является само воздействие на психику человека, обусловленное несоответствием животной части его природы с цивилизационными условиями существования, которое может быть названо первичной остинатностью.

Доводом за то, чтобы считать остинатность основанием иной классификации психических расстройств, «параллельной» той, что содержится в МКБ-10, является и остинатный характер самого внимания, которое, будучи остинатным психическим процессом per se, является также и «носителем» других психических процессов. В состоянии бодрствования внимание всегда присутствует -- внешнее или внутреннее, ненаправленное (рассеянное) или направленное (активное), и от него существенно зависит, в каких формах >B>морбидная остинатность будет себя проявлять.

Признаки такого приспособления -- замещения первичной остинатности остинатностями вторичными -- видны, например, в самой организации человеческой цивилизации, где, как у всех коллективных животных, есть «свои» -- чтобы отгородиться от «чужих». У людей это выделение «своих» имеет множество уровней -- от близко- и дальне-родственного, клубного, кланового, статусного, социально-профессионального, религиозного до этнического и национального (подробнее об этом в [13]). Справляться с первичной остинатностью помогает еще и дар рефлексии с ее «игрой в свою пользу», «иллюзорным оптимизмом», «самокомпетентностью» и даже «приобретенной беспомощностью» [15, c. 131—139].

Есть основания считать, что класс морбидных остинатностей состоит из подклассов остинатностей вторичных, третичных и вторично-третичных. (Возможно, этот список неполон). Вторичная остинатность становится психической реальностью тех, чья психика самостоятельно с первичной остинатностью не справляется. Теоретико-психологическое объяснение, почему, несмотря на изощренную психологическую защиту, психика терпит поражение, состоит в том, что самые эволюционно-древние механизмы психики – непроизвольные сущностные и оценочные т-охваты (см. [13]) – имеют остинатный характер, высокую устойчивость к отказам, при настроенности оценочных т-охватов на «негатив». К тому же происходящие при каждом таком т-охвате эмоциональные выбросы усугубляют ДПМ, и возможности рефлексии, т.е. произвольных сущностных и оценочных т-охватов, сужаются.

Теоретически возможен случай появления третичной остинатности, заменившей остинатность вторичную, ставшую непереносимой для больного. Если полной замены при этом не происходит, то получившееся остинатное чередование остинатностей может быть названо вторично-третичной остинатностью. Можно предполагать, что по такому механизму обсессия замещается компульсией, депрессия – маниакальными эпизодами, гнетущие галлюцинации – параноидальным состоянием.

Смысл «параллельной» классификации видится в том, что можно по симптомам судить о конкретном характере взаимодействия т-охватов, – с тем, чтобы выявить, насколько существенна роль Эгогенной этиологии [10, 12], наметить новые возможности психотерапии и контролируемой ауто-психотерапии.

Эгогения, или Негативная аутопсихотерапия

Концепция Менталлиона и Принцип позволяют выявить Эгогению -- инициацию или усугубление психического расстройства, когда психика человека не справляется с первичной остинатностью.

Существенно то, как по-разному животное и человек реагируют на опасность. Различие в условиях жизни: у животных нередки экстремальные ситуации, от выхода из которых зависит само выживание; у человека же в условиях цивилизации такие ситуации редки, и опасность обычно не содержит в себе угрозы жизни и к тому же чаще всего является угрозой отсроченной и даже маловероятной. В результате у животных реакция на непосредственную опасность рефлекторная (психомоторная) – бегство, нападение, поза обездвиженности; у человека же – рефлексивная, когда угроза опасности, не являющейся непосредственной, подключает, помимо атавистичных непроизвольных т-охватов, сущностных и оценочных, еще и специфически человеческие – т-охваты произвольные, сущностные и оценочные, -- входящие с первыми в конфликт [10, 11].

Механизмы Эгогении позволяют понять, почему тревожные расстройства представляют собой «самую распространенную группу среди психических расстройств современного человека» [14, c. 155]. Возьмем для рассмотрения случай, когда непроизвольный сущностный т-охват «квалиа» (понимаемый как осознание своего психофизического состояния) выявляет психический непорядок, например, какое-то опасение. Непроизвольные оценочные т-охваты, будучи «перестраховочными» по своей (животной) природе, остинатно выдают негативную оценку, которую рефлексирующий человек может воспринять через непроизвольный сущностный т-охват уже как тревогу, переходящую в тревожное расстройство. Чтобы это дезавуировать, у него ассоциативно возникают произвольный сущностные т-охваты позитивного содержания, который непроизвольный оценочный т-охват, как "негативист», уверенно, но бездоказательно отвергает, и такие циклы вновь и вновь повторяются. В результате психическое состояние человека превращается в динамическое остинатное чередование произвольных и непроизвольных т-охватов, и возникшая тягостная для психики остинатность становится уже несомненным тревожным расстройством. Этому «способствует» еще и то, что психическая напряженность, нарастающая при таком остинатном чередовании, усугубляет ДПМ, из-за чего выбор сущностных т-охватов типа контрдоводов становится ассоциативно-случайным, суженным.

Проявление Эгогении видится, например, и в биполярном аффективном расстройстве, в депрессивных эпизодах которого верх берут непроизвольные сущностные и оценочные т-охваты-«негативисты», реагируя на которые психика больного, спасаясь от невыносимого гнета депрессии, включает психологическую защиту «по максимуму», чтобы от них отстраниться -- и вводит себя в маниакальные эпизоды, подключая произвольные сущностные и оценочные т-охваты-«позитивисты». Маниакальные эпизоды при этом эмоционально столь интенсивны, что усугубляющийся из-за этого ДПМ лишает больного самоконтроля, и он за себя уже не может отвечать, становясь даже социально опасным. Поскольку психо-энергетические затраты при этом велики, и депрессивное состояние раз за разом возвращается.

О пост-эволюционной природе аутизма

В онтогенезе человека аутизм является первой формой психического расстройства, поскольку диагностируется даже в ранний постнатальный период. Квалиа младенца (т.е. его ощущение себя, своего организма) непосредственно отображает ситуацию разрыва между природой этого человеческого существа, сформировавшейся ко времени зарождения вида Homo Sapiens, т.е. по существу почти животной, и цивилизационными условиями существования. Рефлекторной (животной) реакцией ребенка, завернутого в пеленки, можно считать стремление разорвать путы. Сделать это для него невозможно, и непроизвольный оценочный т-охват может дать ему ощущение ужасной опасности. У животных-нехищников, от которых происходит человек, такая опасность формирует реакции или немедленного бегства или ступорного онемения (чтобы «стать незаметным»). Первое для младенца невозможно, а второе в редких случаях оказывается возможным -- как атавистическая психологическая защита. Именно «благодаря» Эгогении такого типа и может возникнуть состояние аутизма – вначале как наименьшее зло для психики, потом – как состояние, ставшее привычным.

В этиологии аутизма считается общепризнанным, что это расстройство имеет причиной дефицитарность ц.н.с. ребенка. Принцип пост-эволюционной предрасположенности позволяет поколебать это мнение. Как следует из сказанного выше, этиология аутизма может иметь и Эгогенную природу. Более того, она может имитировать и дефицитарность психики и даже ее усугублять -- по мере того, как ребенка все больше пытаются выводить из этого состояния психологическими или медицинскими способами. В результате он может надолго стать агрессивно асоциальным -- «своим среди чужих», со своим миром, который хочется упорно, по-своему отстаивать.

Суть рекомендаций по противодействию Эгогенной этиологии аутизма, которыми могли бы воспользоваться родители-добровольцы, пожелавшие их проверить, – это обеспечить новорожденным меньший разрыв между условиями «пещерных времен», определивших животную составляющую их природы, и цивилизационными условиями существования.

Первая рекомендация: считать плотное пеленание (а может, и вообще пеленание) обычаем, удобным для родителей, но опасным для новорожденных. Частичный или полный отказ от этого обычая был бы профилактикой не только аутизма, но и, возможно, других психических аномалий. Ведь в каком-то смысле спелёнутый ребенок несвободен больше, чем заключенный в тюремной камере.

Вторая рекомендация по существу следует из предложенной в [16] профилактики раковых заболеваний, к которым у человека тоже есть пост-эволюционная предрасположенность. Обычная картина: идут молодые родители летом, с голыми руками, в шортах, а их ребенок в коляске -- в костюмчике, да еще и с шапочкой на голове. А ведь ему холодовая «нагрузка» и летом нужна. Причем не только для того, чтобы не дать Эгогении развиться в аутизм, но и для повышения метаболизма, закалки от простуд, снижения риска заболеть раком. В домашних условиях обеспечить ребенку холодовую «нагрузку» особенно просто: дать ему возможность полежать раздетым или легко одетым.

Эгогения со знаком «плюс»

Как ни странно, тезис о пост-эволюционной общечеловеческой предрасположенности к психическим расстройствам может рассматриваться скорее как оптимистический, чем пессимистический. Во-первых, потому, что те, у кого в роду есть психические больные, имеют основание не воспринимать это как предопределенность и не жить под гнетом опасения за себя и своих детей и внуков. Во-вторых, потому, что можно больше узнать, учесть и использовать факторы противодействия этой предрасположенности.

Рефлексия, как психологическое качество, отличающее человека от животных, всегда присутствует в его жизни, и от того, как он ее использует, во многом зависит, будет ли эта предрасположенность реализована. Это означает, что может быть рефлексия позитивная -- Эгогения-плюс, и приведенные ниже эвристики недопущения психических расстройств могут рассматриваться как варианты ее использования.

Надо при этом учесть, что у каждого из нас есть ДПМ – дефицит панорамного мышления [11, 13], который усугубляется при эмоциональном напряжении. Это означает, что приобрести навыки использования Эгогении-плюс надо суметь до того, как в ней возникла жизненная потребность. Ведь когда человек психически травмирован, его ментальное пространство адекватного мышления сужается, и на самопомощь ему тогда уже трудно рассчитывать.

* Эвристика преморбидная
Поскольку принцип пост-эволюционной предрасположенности к психическим расстройствам действует на всех, находящихся в преморбидном состоянии, то каждому из них показано освоение психологической культуры общения с самим собой – чтобы не давать своему состояние стать морбидным.
Замечание. Приведенные в [17] таблица «Психическое здоровье и психические расстройства» в части психологических факторов риска неполна: она должна быть дополнена фактором «Низкая культура общения с самим собой».

* Эвристика-блокировка
Осознать, в чем состоит суть Эгогении, этого самовредящего воздействия на психику [10, 12], и каковы те «рычаги» управления, «трогать» которые надо себе запретить и/или научиться отключать. Заблокировать Эгогению – это уже быть заодно с Эгогенией-плюс.

* Эвристика против поспешности
Связать свою тревожность, навязчивые мысли, ощущения несчастья, краха и проч. с неуместным поспешным мышлением. Это проявляющееся стремление к скорым негативным выводам заложено у нас на генетическом уровне (речь об унаследованном оценочном т-охвате – «панике на всякий случай»).

* Эвристика осведомленной уверенности
Проверить и поверить, что психика, имея в своем распоряжении концепцию Менталлиона [11], способна не только инициировать и укоренять психические расстройства, но и успешно их предотвращать и преодолевать. Мала специфически человеческая зона в префронтальной коре головного мозга, нейронный субстрат Разума [18], но с ее помощью человек научился преодолевать ДПМ, и созданная в результате такого преодоления человеческая цивилизация показывает ее немалые возможности.

* Эвристика отстранения
Настроиться на аттитюд «мыслить пошире». Беря пример с животных предков, живших по принципу «здесь и сейчас», человек придает почти всегда неоправданно большое значение текущему моменту и конкретным обстоятельствам, в т.ч. и в особенности трагическим. Настроив себя на панораму мышления, можно выйти мыслью из «плоскости ситуации» и увидеть свои проблем в другом ракурсе и масштабе. Помощь в настройке можно найти и в юмористике, которая по сути есть обыгрывание преодоления ДПМ не всерьез [19].

* Эвристика распевная
Если проблема психологически тяжела и справиться с ней никак не удается, предлагается использовать режим «отстранения с усилением»: уединившись, распевать то, что приходит в голову, по поводу своей проблемы: иронично, трагедийно, легкомысленно и «как получится».

* Эвристика мета-рефлексивная
Использовать проявления своего психического нездоровья как исследовательскую проблему: как наилучшим образом пустить в ход свой дар рефлексии для психической саморегуляции. В соответствии с когнитивным принципом толерантности, у человека все психические процессы когнитивны [11, 13], в том числе и процесс лучшего осознания себя и своих возможностей саморегуляции.

* Эвристика уподобления животным предкам
Вести подвижный образ жизни, давать холодовую «нагрузку» своему организму, дабы стать ближе к условиям зарождения вида Homo Sapiens во времена Великого оледенения. Такой образ жизни к тому же делает гораздо менее вероятным появление стрессогенных онкологических заболеваний.

* Эвристика комбинаторная
Сочетать размышления об отягощающих проблемах с автоматизмами -- ходьбой или какой-то привычной деятельностью, -- дабы эффективно расширять поле своего сознания [10] и не давать Разуму «превращаться в овчинку».

* Эвристика сна и ментальной релаксации
Освоить методику произвольного засыпания и ментальной релаксации в целях облегчения и профилактики психических расстройств.
Она получила двойное обоснование: как психофизиологическая методика торможения активности мозговой коры путем снижения суммарных интра- и экстра-воздействий на ретикулярную формацию [20] и как управляемый остинатный процесс «по Менталлиону» [12].

Дискуссия

Откликом на принцип реальности С.Э. Давтяна, представленный в [3], мной в [10, 12] было высказано сомнение, не потребуется ли психиатрам для использования этого принципа опасная для их здоровья эмпатия с пациентами. Экспликация принципа его автором, проведенная в [21] на двух конкретных примерах, позволяет не только снять это сомнение, но и привести доводы в поддержку принципа реальности как согласующегося с предлагаемой парадигмой психиатрии, а потому предположительно способного дать, при его использовании, лучшее понимание этиологии конкретных психических расстройств и выбрать лучшую методику лечения. Так, представленная в [21] реальность параноидного больного делает понятными его активнейшие попытки производить остинатное знаковое осмысление своей опасной жизни (эволюционный коррелят такого процесса – интерес к признакам опасности у животных), а также их безуспешность. Первичную же реальность депрессивного больного следует «по Менталлиону» трактовать как остинатное состояние ничтожности и ненужности своего существования, на смену которому приходит вторичная, замещающая остинатность – ожидание смерти как избавления.

По мнению Р.А. Евсегнеева [14, с. 151], биологически унаследованная нами чувство тревоги «имеет несомненную биологическую целесообразность, т.к. предупреждает человека об опасности и мобилизует организм на совершение тех или иных действий». Возразить на это хочется уже хотя бы потому, что тревожные расстройства «составляют самую распространенную группу среди всех психических и поведенческих расстройств» [14. c. 149]. Это означает, что целесообразность не является несомненной. Это понятно: ведь именно тревожность и связанное с ней тревожно-суженное сознание позволяют запустить Эгогению – и реагировать остинатным переживанием возможных последствий на то неприятное или угрожающее, которое еще только может осуществиться.

В 2015 г. Американская Психологическая Ассоциация обнародовала свое решение считать веру в бога ментальной болезнью [22]. Проведенные там пятилетние исследования показали, что верующие часто страдают от беспокойств, эмоциональных дистрессов, галлюцинаций и паранойи. С точки-зрения пост-эволюционной психиатрии, это вполне понятно: ведь вера в бога – это вторичная остинатность, которой психика замещает первичную, пост-эволюционную; на полное же замещение способны лишь фанаты-отшельники.

Необоснованное желание «застолбить тему» просматривается в статье Р. Березина, сделавшего заявку на теорию «Игра сознания в театре мозга», в которой лечением должна стать «психотерапия характера» [5]. Этот замысел, несмотря на его метафоричность, несостоятелен, поскольку в становлении психических расстройств не сознание «играет роль», а скорее «им играют» остинатно действующие мозговые механизмы животного происхождения – непроизвольные т-охваты, сущностные и оценочные. Замысел же изменять методами психотерапии сам характер человека, т.е. суть его индивидуальности, делает тем более необоснованной его претензию считать такой «театр сознания» откликом на призыв ООН придать психиатрии парадигму [6].

Выводы

Ввиду остинатного характера внимания, основы всех психических процессов, и остинатности когнитивных инструментов мозга, оправдана гипотеза о том, что способом справиться с психическим расстройством может быть какая-то другая остинатность, воздействующая на это расстройство. Это предположение о замещении получает подтверждение в самом «устройстве» человеческой цивилизации и в специфике человеческой психики [13]. Такой вывод открывает новые возможности для имитации приемлемых для больного остинатных воздействий, которыми можно было бы замещать психотические остинатности.

Применение рекомендаций Эгогении-плюс не должно ограничиваться лишь самопрофилактикой психических расстройств: ведь состояние ремиссии является также преморбидным состоянием, и в этом состоянии больной может быть осведомлен об имеющейся у него возможности попытаться самому справиться с расстройством или по крайней мере получить облегчение.

Фактор Эгогении актуализирует проблему формирования психологической культуры обращения человека с самим собой и позволяет допускать участие образовательных учреждений в приобщении учащихся и студентов к этой культуре. Аргумент для этого тот, что она дает основания для новой самопрофилактики и недопущения психических расстройств – Эгогении-плюс.

Для психических расстройств, не имеющих органических оснований, самым существенным этиологическим фактором становится Эгогения, т.е. то самовредящее психотическое воздействие, которое может быть превращено в воздействие самолечащее, в Эгогению-плюс, в т.ч. и в аутопсихотерапию, направляемую психиатром. Аргументы с использованием сущностных и оценочных т-охватов, произвольных и непроизвольных, позволяют утверждать, что расстройства Эгогенной этиологии должны быть характерны для людей наиболее психически активных, т.е. не достигших еще пенсионного возраста. Всемирный Банк [2], признав недостаточным то финансирование, которое идет на восстановление психического здоровья, выступил в 2016 г. с инициативой дополнительной финансовой поддержки Плана Всемирной Организации Здравоохранения на 2013—2020 гг. [1]. Участие психиатров с теоретико-психологическим складом ума в разработке психиатрии на основе предложенной научной парадигмы, содействуя эффективизации национальных программ сохранения и возвращения психического здоровья, в научном сопровождении Плана ВОЗ-ВБ, в разработке новых принципов психотерапии, в т.ч. и для целей аутопсихотерапии, стало бы залогом успешной реализации Плана и в части преодоления тенденции к абсолютному и относительному росту психических расстройств в мире и в облегчении нагрузок на национальные бюджеты.

Список литературы

1. World Health Organization. Mental health action plan 2013—2020: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/89966/1/9789241506021_eng.pdf

2. World Bank 2016 initiative: http://www.worldbank.org/en/events/2016/03/09/out-of-the-shadows-making-mental-health-a-global-priority#

3. Давтян С.Э. О системном кризисе в психиатрии. Армянский журнал психического здоровья. 2011, № 2(2), с. 14—20.

4. Critical Psychiatry. http://www.criticalpsychiatry.co.uk/index.php.

5. Berezin R. A New Paradigm for Psychiatry. Answering the call from the UN. Psychology Today, 2017/02/26. https://www.psychologytoday.com/blog/the-theater-the-brain/201702/new-paradigm-psychiatry

6. Whitaker R. INTAR 2016. A Global Call for a New Paradigm in Psychiatry. https://www.madinamerica.com/2016/12/intar-2016-global-call-new-paradigm-psychiatry/

7. Stevens A., Price J. The Evolutionary Psychiatry. A New Beginning. 2nd Ed. Routledge, 2013. 325 p.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Минск: Попурри, 1998, с. 416—417.

9. Самохвалов В.П. Эволюционная психиатрия. История души и эволюция безумия. Симферополь, Таврида, 1993.

10. Третьяков В.Н. Теоретико-психологический подход к этиологии психических расстройств. Международный Журнал Прикладных и Фундаментальных Исследований. 2016, № 8(2), с. 290—299. http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id-10023.

11. Tretyakov V.N. Theoretical psychology: there is a Reason for it to really emerge. Intern. J. Appl.& Fundam. Res. 2016, #1. http://www.science-sd.com/463-24951.

12. Tretyakov V.N. Mentallion Concept for Reforming the Psychiatric Science Using the Principle of Post-Evolutionary Predisposition to Psychical Disorders. Intern. J. Appl. & Fundam. Res. 2016, #6. http://www.science-sd.com./48-235114.

13. Третьяков В.Н. Пост-эволюционная психология. Армянский журнал психического здоровья. 2017, этот номер.

14. Евсегнеев Р.А. Психиатрия в общей медицинской практике. Руководство для врачей. М.: МИА, 2010.

15. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. 3-е изд. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: «Олма-Пресс», 2000.

16. Tretyakov V.N. Coolness Prophylaxis of Cancerous Diseases. Проблемы создания информационных технологий. М.: ТПЦ, 2016, вып. 26, с. 215—219.

17. Saxena S., Jané-Llopis E., Hosman C. Prevention of mental behavioral disorders: implication for policy and practice. World Psychiatry. 2006, v. 5(1), pp. 5—10.

18. World Science. “Unique” brain area seen only in humans. Jan. 2014: http://www.world-science.net/othernews/140128_brain.htm.

19. Секрет юмора из глубин эволюции. Интеллектуальная собственность в Беларуси. 2005, № 4, с. 36—39.

20. Третьяков В.Н. О возможном механизме саморегуляции сна и его практике. Психическая саморегуляция. Труды Всесоюзной конференции по психической саморегуляции (Алма-Ата, 1976). М., 1983, с. 144—147.

21. Давтян С.Э. Природа человека и эволюция психической реальности (трансдисциплинарная модель). Изв. Иркутского гос. ун-та. Сер. Психология. 2013, т.2(2), с. 18—32.

22. Kato L. American Psychological Association To Classify Belief in God As a Mental Illness. http://www.thenewsnerd.com/health/apa-to-classify-belief-in-god-as-a-mental-illness/. 2015/07/15.

THE POST-EVOLUTIONARY PSYCHIATRY

V.N. Tretyakov
ISPU “International Academy of Information Technology”, Minsk, RB; Web Institute of Intellectual Technologies at IAIT: intentact.webs.com, tvinteltech.narod.ru.

Abstract

Cognitive and evolutionarily biological Mentallion concept that together with the principle of post-evolutionary human predisposition to psychical disorders present the paradigm of renewed psychiatry, give possibility in a new manner to see the etiology of psychical disorders and develop the post-evolutionary psychiatry as a theoretical science for it to get renewing psychiatric practice. In particular, knowing factors, this predisposition realizing, as well as those ones that do not permit it to get realized, permits to describe Egogeny, one’s own negative (self-injuring) psychical influence, and show a path to Egogeny-plus, i.e. controlled by the psychiatrist one’s self-therapy of psychical disorders, as well as to new professional both prophylaxis and treatment. Autism of Egogenic etiology is argued to be stopped with simple means. An attempt to classify psychical disorders newly basing on the mechanism of interrelation between substituted and substituting obstinacies is done.

Keywords: Post-evolutionary psychiatry, paradigm of the psychiatry, Mentallion concept, post-evolutionary predisposition to psychical disorders, Egogeny, Egogeny-plus, obstinacies classification.

Ключевые слова: Пост-эволюционная психиатрия, парадигма психиатрии, концепция Менталлиона, пост-эволюционная предрасположенность человека к психическим расстройствам, Эгогения, Эгогения-плюс, классификация по остинатности.

 

 
   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz