Institute of Intellectual Technologies


Наука в действии



Страницы сайта:


ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Менталлион как концепция психики человека
О новом понимании этиологии психических расстройств
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Пополнение теоретических принципов биологии общебиологическим принципом толерантности
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомендациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный лексический инфобанк


ПОСТ-ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В.Н. Третьяков
МНОО «Международная Академия Информационных Технологий», Минск, РБ; Веб-Институт Интеллектуальных технологий при МАИТ: tvinteltech.narod.ru, intentact.webs.com.

Работа принята для опубликования в «Армянском Журнале Психического Здоровья»

Отделение психологии от предпосылок
биологии явно искусственно,
поскольку душа человека живет
в нерасторжимом единстве с телом.
Карл Юнг.

Человек искажает мир
до узнаваемости.
Виктор Аллахвердов.

Введение

Основными элементами авторской концепции Менталлиона, представленной в [1], являются когнитивный принцип толерантности (КПТ) и дефицит панорамного мышления (ДПМ). Как ни странно, оба элемента имеют черты упущенной очевидности, они могли бы быть выявлены гораздо раньше. По-видимому, поверить в то, что ДПМ является неким симптомом дефицитарности человеческого разума, унаследованной от наших ближайших эволюционных предков, было непросто. Принять ДПМ как общечеловеческое качество будет проще, если показать на примерах, что и выдающимся ученым, даже великим, эта дефицитарность тоже была присуща.

В 1859 г. Чарльз Дарвин публикует свой труд «О происхождении видов». Как никто другой, уже тогда осознавший, сколь многообразна в своих проявлениях жизнь на Земле, порожденная миллиардолетным эволюционным процессом, он мог бы увидеть в этом многообразии проявление общебиологического принципа толерантности (ОБПТ) – и сформулировать нечто вроде: «живая Природа толерантна к различиям, межвидовым и внутривидовым». Тогда психологи наверняка захотели бы выяснить, как эта толерантность к различиям реализуется у человека – и КПТ с его универсальными механизмами психики мог бы уже в те времена стать достоянием психологической науки.

В 1890 г. американский психолог Уильям Джеймс издает монографию [2], в которой, размышляя о только что выявленном тогда явлении константности восприятия, увидел в нем проявление самого главного механизма психики, но какого механизма – сказать так и не смог. Получилось так, что он, автор афоризма «Искусство быть мудрым – это искусство знать что упускать», таким искусством тогда еще не вполне овладел и не увидел общего свойства мозга – проявлять толерантность к различиям – при восприятии одного и того же объекта в разных ракурсах и на разных расстояниях.

В 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за работы по условному рефлексу как за достижения в области физиологии пищеварения. Ни Нобелевский комитет, ни сам автор-физиолог не осознали, что в экспериментах было открыто нечто более важное – новое психологическое явление: способность мозга животных (собак), приобретших условный рефлекс (т.е. жизненный опыт), отождествлять такие весьма различные вещи, как мясо и сигнал звонка, реагируя одинаково (слюноотделением) и на то, и на другое.

В 1998 г. российско-американский психолог Л.М. Веккер подвел итог своей многолетней работы по построению единой теории психических процессов в монографии «Психика и реальность» [3]. В заключительной главе, так и названной «На пути к единой теории психических процессов», он пришел к выводу, что при построении такой теории необходимо соотносить когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые процессы. Это означало, что не допускалась даже мысль, что есть нечто общее, позволяющее считать все эти сферы психики проявлениями какого-то ее единого механизма.

Эту мысль, однако, допускал российский психолог В.М. Аллахвердов, представивший в 1993 г. в книге [4] свое видение теоретических основ психологии. Там сформулированы несколько априорных принципов, которые могли бы служить для построения теоретической психологии по образцу натур-философских наук. Будучи радикальным когнитивистом, он видел в психической реальности не три сферы, а одну, когнитивную; им сформулирован также парадоксальный принцип простоты механизмов психики: «Природа психики проста и не изобилует хитроумными сложностями». Для него КПТ – когнитивный принцип толерантности – был «совсем рядом», поскольку в его книге [5] уже использовался рабочий термин «зона осознанного неразличения», созвучный с КПТ и с толерантностью к различиям.

Продолжить то, что было понято в «земном» субъективизме наук [6], автору настоящей работы, имевшему свой ДПМ, и потому тоже задержавшемуся с пониманием сути (на четверть века), помогли именно априорные теоретико-психологические принципы В.М. Аллахвердова. В результате размышлений были выявлены эволюционные корреляты психики [7], осознана неразрывная связь биологического и психологического в человеке [8], сформулирована концепция Менталлиона как теоретической основы психологии [1], проведена ее апробация в психиатрии [9, 10] и понята (что видно по названию обеих публикуемых здесь статей) пост-эволюционная суть как психологии человека, так и психиатрической науки.

Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам

Вот некоторые из доводов, представленных в [9, 10] в подтверждение действия названного принципа, столь существенно меняющего саму точку зрения на психику человека и этиологию ее расстройств:
- Человеческое существо, успевшее практически выйти из-под пресса эволюционного отбора, не имея никакой предрасположенности к психическим расстройствам, сумело создать цивилизацию, в условиях которой стало все больше выявляться несоответствие между геномом пещерных времен, «полученным» видом Homo Sapiens около 45 тысяч лет назад (т.е. по эволюционным меркам совсем недавно), и цивилизационными условиями, столь непохожими на жизнь в пещерах, и это несоответствие не могло не оказываться психотравмирующим.
- Почти каждому из нас, вполне психически здоровому, доводилось «выйти из себя» – из-за чьей-то тупости, агрессивности, несправедливости – и совершать поступки, в которых «себя не узнаешь». Постоянные поводы для этого дает то, чего не было у наших животных предков: речевая агрессия, превращающая окружающую среду в «территорию вражды» [11], Подобное временное «искажение» личности сродни уже симптому деперсонализации в шизофреническом или маниакально-депрессивном психозах.>BR> - Примером преходящей деперсонализации можно считать и поведение человека в толпе, где индивидуальности унифицируются, следуя «психологическому закону духовного единства толпы» [12, c. 156–166].
- Неотступные мысли, навязчивые мелодии или лексемы (в т.ч. табуированной лексики) – это все примеры, подтверждающие близость «мягкого» симптома навязчивости к навязчивости патологической.
- Проявлением синдрома навязчивости у вполне психически здоровых людей можно считать и распространение со скоростью эпидемии каких-то новых «единиц культурной информации», т.е. мемов [13].

В соответствии с названным принципом, понятие психической нормы следует отождествлять с преморбидными состояниями, понятие психической патологии – с морбидными.

Подобную предрасположенность к заболеваниям раком человек, сформировавшийся как холодоустойчивый за времена Великого оледенения, получил, выстроив для себя «теплолюбивую» цивилизацию [14].

Общебиологическая основа когнитологической концепции Менталлиона

Менталлион, как термин, призван акцентировать неразрывную связь человеческой психики c ее животным происхождением (символически -- благодаря контаминации MENTALity и LION, т.е. Менталитет и Лев, царь зверей).

В концепции Менталлиона учтены следующие положения [10]:
• Основным принципом жизни на Земле, возникшей в результате эволюционного процесса, приобретшего характер элиминирующего отбора, является общебиологический принцип толерантности (ОБПТ) – Природа дает жизни допуск, или Природа толерантна к различиям [8], – по-иному выражающий очевидное положение о многообразии жизни.
• ОБПТ органично встраивается в науку, находясь в согласии с принципами Наследственности, Изменчивости и Естественного отбора Ч. Дарвина, с Принципом Конвариантной Редупликации Н.В. Тимофеева-Ресовского и с экологическим Законом Толерантности В. Шелфорда (см. [8]).
• Для высших животных, включая вид Homo sapiens, проявлением ОБПТ на уровне психики является когнитивный принцип толерантности (КПТ), в соответствии с которым непроизвольно (у животных), а также и произвольно (у человека) во всех психических процессах присутствует толерантность к различиям [1, 7].
• Биологический смысл КПТ – это компромиссное решение природы на запрос элиминирующей эволюции по минимизации времени выхода животных из экстремальных ситуаций. Компромисс заключается в том, что сочетающаяся с этим требованием узость поля сознания совместима лишь с «укрупнением» воспринимаемого – в форме толерантности к различиям, когда несущественное игнорируется или не замечается [8].
• Узость поля сознания, являясь преимуществом у животных в условиях дикой природы, для человека, фактически унаследовавшего это качество, в условиях цивилизации, гораздо более сложных, стала недостатком – дефицитом панорамного мышления (ДПМ), имеющим многообразные проявления [1, 8].
• Амбивалентность этого дефицитарного качества: с одной стороны – это стимул познания, реализовавшийся в создании цивилизации; с другой – корневая причина человеческих бед, не вполне осознанная до сих пор экзистенциальная мета-проблема глобального масштаба [16].
• Механизм психики – когнитивный толерантный охват (т-охват) – появился в процессе эволюции у высших животных и унаследован человеком благодаря когнитивному принципу толерантности. В классификационной схеме т-охватов, совершаемых человеком, наиболее существенными оказываются классы т-охватов сущностных и оценочных, с подклассами произвольные и непроизвольные у каждого из них.
• Открытие в 2014 г. уникальной зоны в префронтальной коре человека, аналога которой нет у ближайших животных предков человека [16], позволило интерпретировать произвольные т-охваты как осуществляемые человеком с участием именно этого нейронного субстрата.
• Преодоление ДПМ всерьез, используя т-охваты сущностные и оценочные, – это для науки, изобретательства, творчества по жизни; но есть еще и «как-бы преодоление ДПМ» – это для юмора, и в этом состоит секрет юмора из глубин эволюции [17].
• В той же степени, в каковой принцип «Живая природа толерантна к различиям» является общебиологическим, принцип толерантности когнитивный, как следствие общебиологического [8], является общепсихологическим, относящимся к работе головного мозга животных и человека. Эта та связь между психологией и биологией, существование которой предвидел К. Юнг [16] (см. эпиграф).
• Общность между тем и другим принципами толерантности видится еще и в масштабе охватываемых ими областей компетенции: благодаря общебиологическому принципу, во всем богатстве систематики, существует жизнь, порожденная эволюцией на Земле, а благодаря т-охватам, регулируемым когнитивным принципом, на той же планете создана человеческая цивилизация.
• С понятием т-охвата согласуется его нейронный субстрат – сохраненная в памяти энграмма, которую можно квалифицировать как завершенный и сохраненный сущностный т-охват, если он оценен как достойный запоминания [1]. Время существования таких т-охватов-энграмм – от долей секунды (у т-охватов, обеспечивающих перцепцию) до нескольких десятилетий (у т-охватов – энграмм долговременной памяти).

Элементы Менталлиона

Дефицит панорамного мышления (ДПМ): имеет в качестве эволюционного коррелята узость поля сознания (УПС); приобретен человеком в доисторические времена. Усугубляется при психическом напряжении, в т.ч. и при напряжении из-за осознания своего психического состояния.
Непроизвольные сущностные толерантные охваты (т-охваты). Возникают после диффузного (рассеянного) внимания и имеют в качестве эволюционного коррелята ориентировочную реакцию на новое, прежде всего на то, за чем может скрываться опасность. По закону Дж. Джексона (о прямой связи устойчивости психической функции с ее эволюционной древностью), из-за своей древности они обладают высокой устойчивостью к отказам, а в силу принципа энергетической избыточности нервной системы [19] – еще и остинатностью.
Непроизвольные оценочные т-охваты, так же как непроизвольные сущностные т-охваты, имеют многомиллионный эволюционный возраст. С их помощью животные оценивают содержание сущностных т-охватов диффузного и непроизвольного внимания, сканирующего окружающее.
Непроизвольные оценочные т-охваты характеризуются настроенностью на опасность, на «негатив», что может быть названо «перестраховкой на всякий случай». Такой механизм биологически выгоден для выживания, и потому, имея большую эволюционную древность, у человека также устойчив к отказам. Непроизвольные оценочные т-охваты атавистичны – в смысле грубости оценок и настойчивости, с которой одна и та же оценка многократно и упорно «выставляется».
Произвольные сущностные т-охваты стали необходимой принадлежностью человека лишь с освоением речи, когда (в период Великого Оледенения) само выживание человеческого рода зависело от умений справляться с труднейшими проблемами выживания. В отличие от непроизвольных сущностных т-охватов, они неустойчивы (из-за непроизвольного отвлечения и переключения на другие объекты внимания).
Произвольные оценочные т-охваты. Это благодаря им людям так привычно «играть в свою пользу» и «верить в истинность предпочтительного». Однако заключения произвольных оценочных т-охватов, как имеющих небольшой эволюционный возраст (лишь несколько десятков тысячелетий), вступают в противоречие с выводами непроизвольных, т.е. более настойчивых оценочных т-охватов, настроенных в основном на «негатив».

C освоением Менталиона можно связывать и ответ на скрытый вызов А.Эйнштейна, брошенный психологам и когнитологам более полувека назад: «Самое непостижимое в этом мире – это то, что он постижим.» Постижимость мира, как оказывается, становится более понятной благодаря постижению самих механизмов этой постижимости.
Об актуальности концепции Менталлиона свидетельствует и то, что в 2014 г., когда работа [1] с представлением концепции еще не была опубликована, российский психолог К.В. Анохин выступил перед участниками конференции с призывом считать приоритетной разработку механизма познания, названного им Когнитомом [20]. Менталлион, являющийся механизмом психических процессов, в т.ч. и процессов познания [1], в работе [21] представлен и в этом качестве, и потому может рассматриваться как ответ на сделанный в докладе [20] вызов.

Остинатная обусловленность психической жизни человека

Понятие остинатности, в отличие от навязчивости, не имеет обязательных негативных коннотаций и, как таковое, допускает его более широкое использование при анализе психических явлений, в т.ч. и в так называемой норме. Норма эта относительна – в силу того остинантного воздействия на психику человека, которое оказывает его предрасположенность к психическим расстройствам, а также те экзо- и эндогенные факторы, что реализации этой предрасположенности способствуют. Человек, по терминологии Э. Фромма [22], сменил аутопластическую адаптацию ради аллопластического преобразования окружения «под себя» – и тем создал для себя несоответствие жизни в условиях цивилизации той «животной» части его природы, сохранившейся в генах с пещерных времен.

Первичной остинатностью можно назвать то постоянно длящееся воздействие на психику человека, обусловленное его пост-эволюционной предрасположенностью к психическим расстройствам. Сам факт распространенности психической нормы позволяет допускать существование неких вторичных остинатностей, замещающих или нейтрализующих первичную.

В первичной остинатности, воздействующей на человека и им поддерживаемой, наиболее заметно проявляет себя пара межчеловеческая агрессивность и дефицит панорамного мышления (ДПМ). Эволюционный коррелят ДПМ – узость охвата внимания и малость рабочей памяти мозга. Это из-за ДПМ необходимость разбираться даже с небольшим числом объектов внимания может вызвать у человека состояние растерянности (фрустрацию), усугубляющее ДПМ и травмирующее психику.

Предположение о замещающих (вторичных) остинатностях подтверждается тем, что и механизмам психики свойствен остинатный характер. Так, остинатными являются проявления внимания: в бодрственном состоянии внимание всегда на что-то направлено, вовне или наружу. Такая постоянная активность внимания (у животных и у человека) является одним из проявлений принципа энергетической избыточности нервной системы [8, 19], обеспечивающего видообразование в эволюционном процессе и позволившего виду Homo Sapiens возникнуть и расселиться по планете.

Остинатными являются также непроизвольные т-охваты, сущностные и оценочные, унаследованные нами от животных. В дикой природе их назначение – предупреждая об опасности, способствовать индивидуальному выживанию; у человека же, живущего под защитой цивилизации, непроизвольные т-охваты вызывают настройку на негатив: на тревогу, беспокойство, страхи, опасения, которые могут и не иметь прямых и близких оснований. Произвольные т-охваты, сущностные и оценочные, могущие вступать в противостояние с ними, остинатными не являются, и именно потому преморбидное состояние может превратиться в психическое расстройство – стать морбидным.

Многообразие вторичных остинатностей

Анализ психической активности «по Менталлиону», с учетом близости психики человека к расстройствам и конфликта остинатных психических механизмов, произвольных и непроизвольных, позволяет понять, почему по необходимости, чтобы противодействовать первичной остинатности (вызванной предрасположенностью к психическим расстройствам), возникли и получили распространение вторичные остинатности -- такие, как:
- поддержание разделенности на «своих» и «чужих» --чтобы быть среди «своих» (по национальности, вере, культуре, родственным, дружеским, производственным, общественным и другим связям);
- приверженность к музыке, театру, кино, спорту, эстраде (в активной и пассивной формах);
- приверженность к науке, изобретательству, творчеству по жизни, хоть не столь массовая, но также есть, и потому стало возможным создание человеческой цивилизации;
- следование обычаям, нормам поведения, обрядам, ритуалам (в т.ч. религиозным, похоронным, праздничным, связанным с заключением брака, питанием, новосельем, юбилеем);
- эскапизм от цивилизационных «вредностей» в Интернет и его гаджеты, в дополнения к уходам в дикую природу, путешествия, отшельничество, монастыри;
- пополнение, следуя архетипу иерархии, новых и новых масс «идолопоклонников», для которых «идолами» становятся звезды эстрады, спорта, кино;
- массовая приверженность людей к необременительному для ума сопровождению происходящего: зрелищам, шоу, путешествиям, застольям, коллекционированию и другим хобби (объясняемая остинатностью внимания):
- самая массовая замещающая остинатность – вера в божественное (по «требованию» архетипа иерархии заполняющая Верховным Иерархом физическое его отсутствие);
- вездесущность музыкального сопровождения, мобильного и «стабильного», по разным поводам востребованного (причина в том, что в музыке есть явно выраженная остинатность – ритм, и потому она особенно способна быть остинатностью замещающей).

Выводы

Показано, что от предложенных элементов ментальной системы человека [1], от того, как они действуют у разных людей при их взаимодействии, зависит в конечном счете то, как устроена человеческая цивилизация.

Приведены новые доводы считать представленный ранее механизм психики человека – когнитивный толерантный охват, во всем разнообразии его проявлений, – единственно возможным вариантом реализации когнитивного принципа толерантности, выводимого из общебиологического принципа толерантности для живых существ с головным мозгом.

Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам, получивший дополнительное обоснование в работе, дает основание считать границу между психической нормой и патологией размытой как в динамическом, так и в понятийном смыслах, а самоё эту психическую норму отождествлять с преморбидным состоянием.

Основной вывод работы содержится в самом ее названии, в котором прилагательное «пост-эволюционная» является постоянным эпитетом. Это означает, что психология человека, приобретшего разум в результате эволюции с элиминирующим отбором, именно такова, с этой предрасположенностью согласующаяся.

Показано, что не только проявления психической активности человека, в частности его привычные поведенческие паттерны, но и черты цивилизации, в результате его разумной деятельности возникшей, имеют тот же пост-эволюционно обоснованный характер.

Расширенное толкование получил механизм психологической защиты. Оказалось, что воздействие первичной остинатности, обусловленное несоответствием животной природы человека цивилизационным условиям его существования, преодолевается у человека выбором тех или иных вторичных остинатностей – по выбору его собственному или вынужденному. Самыми массовыми типами таких вторичных остинатностей стали: приобщение к религии, приверженность к ритуалам и обычаям, склонность к необременительному для разума сопровождению воспринимаемых впечатлений, увлеченность разнообразными хобби.

Заключение

Универсальный характер инструментов Менталлиона. а также Принцип предрасположенности к психическим расстройствам, имеющий общечеловеческое значение, позволяют считать совместно действующие Менталлион и Принцип парадигмой обновленных наук – пост-эволюционной психологии и пост-эволюционной психиатрии.

Понимание психологии как науки о психической деятельности человека, находящегося в преморбидном (по отношению к психическим расстройствам) состоянии позволяет психологам быть и психиатрами – специалистами по профилактике психических расстройств.

Список литературы

1. Tretyakov V.N. Theoretical psychology: there is a Reason for it to really emerge. Intern. J. Appl.& Fundam. Res. 2016, #1:
http://www.science-sd.com/463-24951.

2. James W. The Principles of Psychology. V. 1 and 2. NY: Henry Holt & Co., 1890.
https://archive.org/stream/theprinciplesofp01jameuoft/theprinciplesofp01jameuoft_djvu.txt.

3. Веккер Л.М. 1998. Психика и реальность. Единая основа психических процессов:
http://www.psylib.org.ua/books/vekkl01/index.htm.

4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб.: Печатный двор, 1993.

http://psylib.org.ua/books/allah01/.

5. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003.

http://psylib.org.ua/books/allah01/.

6. Третьяков В.Н. Эволюционный смысл понятий и методов земной науки. Труды Всесоюзн. конф. «Нетрадиционные идеи о Природе и ее явлениях». Гомель, 1990. т. I, с. 3—9.
http://tvinteltech.narod.ru/evol_concept.html.

7. Третьяков В.Н. Эволюционные корреляты когнитивных способностей человека. Пробл. созд. информ. технол. М.: ТПЦ, 2014, вып. 25, с. 105--125.
http://tvinteltech.narod.ru/evol_cognit.html.

8. Третьяков В.Н. Пополнение теоретических принципов биологии общебиологическим принципом толерантности. Науч. обозрение. Биол. науки. 2016, № 2, с. 109—116.
http://science-review.ru/biology/pdf/2016/2016_02.pdf

9. Tretyakov V.N. Mentallion concept for reforming psychiatric science using the principle of post-evolutionary predisposition to psychical disorders. Intern. J. Appl. & Fund. Res. 2016, #6.
http://www.science-sd.com/468-25114.

10. Третьяков В.Н. Теоретико-психологический подход к этиологии психических расстройств. Межд. Журн. Прикл. и Фунд. Иссл. 2016, № 8(2), с. 290—299.
http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=10023.

11. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды. М.: Форум, 2013.

12. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.

13. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М.: Поколение, 2006.

14. Tretyakov V.N. Coolness Prophylaxis of Cancerous Diseases. Пробл. созд. информ. технол. М.: ТПЦ, 2016, вып. 26, с. 215—219.
http://intentact.webs.com/cool_prophyl_rak.htm.

15. Третьяков В.Н. Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации. L. cit, вып. 24. М.: ТПЦ, 2014, с. 177—187.
http://tvinteltech.narod.ru/exist_meta_prob.html.

16. Ghose T. Newly Discovered Brain Region Helps Make Humans Unique. Live Science. 2014.

http://www.livescience.com/42897-unique-human-brain-region-found.html.

17. Третьяков В.Н. Секрет юмора из глубин эволюции. Интелл. собств. в Беларуси. 2005. № 4, с. 36—39.
http://tvinteltech.narod.ru/humor_more.html.

18. Jung C.G. Psychological Factors Determining Human Behavior. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1937.

19. Третьяков В.Н. Принцип толерантности и концепция противодействия старению. Интелл. собств. в Беларуси. 2000, № 2, с. 51—56.
http://tvinteltech.narod.ru/anti_age.html.

20. Анохин К.В. Когнитом: в поисках общей теории когнитивной науки. Труды 5-й Межд. конф. по когнит. науке. Тезисы. Калининград, 2014, с.26—27.

21. Третьяков В.Н. Технологическая достижимость когнитивного инсайта. Межд. журн. эксперим. образ. 2015, № 11, с. 257—265.
http://www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=8388.

22. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Мн.: Попурри, 1998, с. 416—417.

POST-EVOLUTIONARY PSYCHOLOGY

V.N. Tretyakov

ISPU “International Academy of Information Technology”, Minsk, RB;
Web Institute of Intellectual Technologies at IAIT: intentact.webs.com, tvinteltech.narod.ru.

Abstract

The aim of the paper is to present the author’s Mentallion concept for using it as the tool for the drastic renewal of the psychiatry where so called psychical norms appear to be premorbid conditions. The multi-disciplinary method of theoretical research to be applied gives possibility to confront evolutionary correlates of the human psyche that were revealed by the author earlier, to their civilization embodiments in order to explain disagreement between animal gist of the human beings and their specifically psychological features as nearness to psychical disorders. New arguments are proposed to explain why the mechanism of the human psyche having been earlier presented, i.e. cognitive tolerant inclusion, is the only possible variant of the Nature to realize cognitive principle of tolerance for it to be the counter-partner to all-biological principle of tolerance. Explanations were given as well why the human predestination to psychical disorders, as an obstinately acting factor, predetermined not only the very mechanisms of the human psychical activity, but as well manifold of his obstinate both individual and social appearances, as well as some characteristic features of the human civilization. Relativity of psychical health as a psychical premorbid condition to be realized opens new possibilities for psychologist to be psychotherapists in area of psycho-prophylaxis.
Keywords: Premorbid condition, Mentallion concept, predisposition to psychical disorders, cognitive principle of tolerance, the universal mechanism of the psyche.
Ключевые слова: Преморбидное состояние, концепция Менталлиона, предрасположенность человека к психическим расстройствам, когнитивный принцип толерантности, универсальный механизм психики.

 

 
   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz