|
|||
|
В.Н. Третьяков
Отделение психологии от предпосылок Введение Основными элементами авторской концепции Менталлиона, представленной в [1], являются когнитивный принцип толерантности (КПТ) и дефицит панорамного мышления (ДПМ). Как ни странно, оба элемента имеют черты упущенной очевидности, они могли бы быть выявлены гораздо раньше. По-видимому, поверить в то, что ДПМ является неким симптомом дефицитарности человеческого разума, унаследованной от наших ближайших эволюционных предков, было непросто. Принять ДПМ как общечеловеческое качество будет проще, если показать на примерах, что и выдающимся ученым, даже великим, эта дефицитарность тоже была присуща. В 1859 г. Чарльз Дарвин публикует свой труд «О происхождении видов». Как никто другой, уже тогда осознавший, сколь многообразна в своих проявлениях жизнь на Земле, порожденная миллиардолетным эволюционным процессом, он мог бы увидеть в этом многообразии проявление общебиологического принципа толерантности (ОБПТ) – и сформулировать нечто вроде: «живая Природа толерантна к различиям, межвидовым и внутривидовым». Тогда психологи наверняка захотели бы выяснить, как эта толерантность к различиям реализуется у человека – и КПТ с его универсальными механизмами психики мог бы уже в те времена стать достоянием психологической науки. В 1890 г. американский психолог Уильям Джеймс издает монографию [2], в которой, размышляя о только что выявленном тогда явлении константности восприятия, увидел в нем проявление самого главного механизма психики, но какого механизма – сказать так и не смог. Получилось так, что он, автор афоризма «Искусство быть мудрым – это искусство знать что упускать», таким искусством тогда еще не вполне овладел и не увидел общего свойства мозга – проявлять толерантность к различиям – при восприятии одного и того же объекта в разных ракурсах и на разных расстояниях. В 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за работы по условному рефлексу как за достижения в области физиологии пищеварения. Ни Нобелевский комитет, ни сам автор-физиолог не осознали, что в экспериментах было открыто нечто более важное – новое психологическое явление: способность мозга животных (собак), приобретших условный рефлекс (т.е. жизненный опыт), отождествлять такие весьма различные вещи, как мясо и сигнал звонка, реагируя одинаково (слюноотделением) и на то, и на другое. В 1998 г. российско-американский психолог Л.М. Веккер подвел итог своей многолетней работы по построению единой теории психических процессов в монографии «Психика и реальность» [3]. В заключительной главе, так и названной «На пути к единой теории психических процессов», он пришел к выводу, что при построении такой теории необходимо соотносить когнитивные, эмоциональные и регуляционно-волевые процессы. Это означало, что не допускалась даже мысль, что есть нечто общее, позволяющее считать все эти сферы психики проявлениями какого-то ее единого механизма. Эту мысль, однако, допускал российский психолог В.М. Аллахвердов, представивший в 1993 г. в книге [4] свое видение теоретических основ психологии. Там сформулированы несколько априорных принципов, которые могли бы служить для построения теоретической психологии по образцу натур-философских наук. Будучи радикальным когнитивистом, он видел в психической реальности не три сферы, а одну, когнитивную; им сформулирован также парадоксальный принцип простоты механизмов психики: «Природа психики проста и не изобилует хитроумными сложностями». Для него КПТ – когнитивный принцип толерантности – был «совсем рядом», поскольку в его книге [5] уже использовался рабочий термин «зона осознанного неразличения», созвучный с КПТ и с толерантностью к различиям. Продолжить то, что было понято в «земном» субъективизме наук [6], автору настоящей работы, имевшему свой ДПМ, и потому тоже задержавшемуся с пониманием сути (на четверть века), помогли именно априорные теоретико-психологические принципы В.М. Аллахвердова. В результате размышлений были выявлены эволюционные корреляты психики [7], осознана неразрывная связь биологического и психологического в человеке [8], сформулирована концепция Менталлиона как теоретической основы психологии [1], проведена ее апробация в психиатрии [9, 10] и понята (что видно по названию обеих публикуемых здесь статей) пост-эволюционная суть как психологии человека, так и психиатрической науки.
Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам
Вот некоторые из доводов, представленных в [9, 10] в подтверждение действия названного принципа, столь существенно меняющего саму точку зрения на психику человека и этиологию ее расстройств: Общебиологическая основа когнитологической концепции Менталлиона Менталлион, как термин, призван акцентировать неразрывную связь человеческой психики c ее животным происхождением (символически -- благодаря контаминации MENTALity и LION, т.е. Менталитет и Лев, царь зверей).
В концепции Менталлиона учтены следующие положения [10]: Элементы Менталлиона Дефицит панорамного мышления (ДПМ): имеет в качестве эволюционного коррелята узость поля сознания (УПС); приобретен человеком в доисторические времена. Усугубляется при психическом напряжении, в т.ч. и при напряжении из-за осознания своего психического состояния. Остинатная обусловленность психической жизни человека Понятие остинатности, в отличие от навязчивости, не имеет обязательных негативных коннотаций и, как таковое, допускает его более широкое использование при анализе психических явлений, в т.ч. и в так называемой норме. Норма эта относительна – в силу того остинантного воздействия на психику человека, которое оказывает его предрасположенность к психическим расстройствам, а также те экзо- и эндогенные факторы, что реализации этой предрасположенности способствуют. Человек, по терминологии Э. Фромма [22], сменил аутопластическую адаптацию ради аллопластического преобразования окружения «под себя» – и тем создал для себя несоответствие жизни в условиях цивилизации той «животной» части его природы, сохранившейся в генах с пещерных времен. Первичной остинатностью можно назвать то постоянно длящееся воздействие на психику человека, обусловленное его пост-эволюционной предрасположенностью к психическим расстройствам. Сам факт распространенности психической нормы позволяет допускать существование неких вторичных остинатностей, замещающих или нейтрализующих первичную. В первичной остинатности, воздействующей на человека и им поддерживаемой, наиболее заметно проявляет себя пара межчеловеческая агрессивность и дефицит панорамного мышления (ДПМ). Эволюционный коррелят ДПМ – узость охвата внимания и малость рабочей памяти мозга. Это из-за ДПМ необходимость разбираться даже с небольшим числом объектов внимания может вызвать у человека состояние растерянности (фрустрацию), усугубляющее ДПМ и травмирующее психику. Предположение о замещающих (вторичных) остинатностях подтверждается тем, что и механизмам психики свойствен остинатный характер. Так, остинатными являются проявления внимания: в бодрственном состоянии внимание всегда на что-то направлено, вовне или наружу. Такая постоянная активность внимания (у животных и у человека) является одним из проявлений принципа энергетической избыточности нервной системы [8, 19], обеспечивающего видообразование в эволюционном процессе и позволившего виду Homo Sapiens возникнуть и расселиться по планете. Остинатными являются также непроизвольные т-охваты, сущностные и оценочные, унаследованные нами от животных. В дикой природе их назначение – предупреждая об опасности, способствовать индивидуальному выживанию; у человека же, живущего под защитой цивилизации, непроизвольные т-охваты вызывают настройку на негатив: на тревогу, беспокойство, страхи, опасения, которые могут и не иметь прямых и близких оснований. Произвольные т-охваты, сущностные и оценочные, могущие вступать в противостояние с ними, остинатными не являются, и именно потому преморбидное состояние может превратиться в психическое расстройство – стать морбидным.
Многообразие вторичных остинатностей Анализ психической активности «по Менталлиону», с учетом близости психики человека к расстройствам и конфликта остинатных психических механизмов, произвольных и непроизвольных, позволяет понять, почему по необходимости, чтобы противодействовать первичной остинатности (вызванной предрасположенностью к психическим расстройствам), возникли и получили распространение вторичные остинатности -- такие, как: Выводы Показано, что от предложенных элементов ментальной системы человека [1], от того, как они действуют у разных людей при их взаимодействии, зависит в конечном счете то, как устроена человеческая цивилизация. Приведены новые доводы считать представленный ранее механизм психики человека – когнитивный толерантный охват, во всем разнообразии его проявлений, – единственно возможным вариантом реализации когнитивного принципа толерантности, выводимого из общебиологического принципа толерантности для живых существ с головным мозгом. Принцип пост-эволюционной предрасположенности человека к психическим расстройствам, получивший дополнительное обоснование в работе, дает основание считать границу между психической нормой и патологией размытой как в динамическом, так и в понятийном смыслах, а самоё эту психическую норму отождествлять с преморбидным состоянием. Основной вывод работы содержится в самом ее названии, в котором прилагательное «пост-эволюционная» является постоянным эпитетом. Это означает, что психология человека, приобретшего разум в результате эволюции с элиминирующим отбором, именно такова, с этой предрасположенностью согласующаяся. Показано, что не только проявления психической активности человека, в частности его привычные поведенческие паттерны, но и черты цивилизации, в результате его разумной деятельности возникшей, имеют тот же пост-эволюционно обоснованный характер. Расширенное толкование получил механизм психологической защиты. Оказалось, что воздействие первичной остинатности, обусловленное несоответствием животной природы человека цивилизационным условиям его существования, преодолевается у человека выбором тех или иных вторичных остинатностей – по выбору его собственному или вынужденному. Самыми массовыми типами таких вторичных остинатностей стали: приобщение к религии, приверженность к ритуалам и обычаям, склонность к необременительному для разума сопровождению воспринимаемых впечатлений, увлеченность разнообразными хобби. Заключение Универсальный характер инструментов Менталлиона. а также Принцип предрасположенности к психическим расстройствам, имеющий общечеловеческое значение, позволяют считать совместно действующие Менталлион и Принцип парадигмой обновленных наук – пост-эволюционной психологии и пост-эволюционной психиатрии. Понимание психологии как науки о психической деятельности человека, находящегося в преморбидном (по отношению к психическим расстройствам) состоянии позволяет психологам быть и психиатрами – специалистами по профилактике психических расстройств. Список литературы
1. Tretyakov V.N. Theoretical psychology: there is a Reason for it to really emerge. Intern. J. Appl.& Fundam. Res. 2016, #1:
2. James W. The Principles of Psychology. V. 1 and 2. NY: Henry Holt & Co., 1890.
3. Веккер Л.М. 1998. Психика и реальность. Единая основа психических процессов:
4. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб.: Печатный двор, 1993.
5. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003.
6. Третьяков В.Н. Эволюционный смысл понятий и методов земной науки. Труды Всесоюзн. конф. «Нетрадиционные идеи о Природе и ее явлениях». Гомель, 1990. т. I, с. 3—9.
7. Третьяков В.Н. Эволюционные корреляты когнитивных способностей человека. Пробл. созд. информ. технол. М.: ТПЦ, 2014, вып. 25, с. 105--125.
8. Третьяков В.Н. Пополнение теоретических принципов биологии общебиологическим принципом толерантности. Науч. обозрение. Биол. науки. 2016, № 2, с. 109—116.
9. Tretyakov V.N. Mentallion concept for reforming psychiatric science using the principle of post-evolutionary predisposition to psychical disorders. Intern. J. Appl. & Fund. Res. 2016, #6.
10. Третьяков В.Н. Теоретико-психологический подход к этиологии психических расстройств. Межд. Журн. Прикл. и Фунд. Иссл. 2016, № 8(2), с. 290—299. 11. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия. Территория вражды. М.: Форум, 2013. 12. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 13. Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание. М.: Поколение, 2006.
14. Tretyakov V.N. Coolness Prophylaxis of Cancerous Diseases. Пробл. созд. информ. технол. М.: ТПЦ, 2016, вып. 26, с. 215—219.
15. Третьяков В.Н. Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации. L. cit, вып. 24. М.: ТПЦ, 2014, с. 177—187.
16. Ghose T. Newly Discovered Brain Region Helps Make Humans Unique. Live Science. 2014.
17. Третьяков В.Н. Секрет юмора из глубин эволюции. Интелл. собств. в Беларуси. 2005. № 4, с. 36—39. 18. Jung C.G. Psychological Factors Determining Human Behavior. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1937.
19. Третьяков В.Н. Принцип толерантности и концепция противодействия старению. Интелл. собств. в Беларуси. 2000, № 2, с. 51—56. 20. Анохин К.В. Когнитом: в поисках общей теории когнитивной науки. Труды 5-й Межд. конф. по когнит. науке. Тезисы. Калининград, 2014, с.26—27.
21. Третьяков В.Н. Технологическая достижимость когнитивного инсайта. Межд. журн. эксперим. образ. 2015, № 11, с. 257—265. 22. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Мн.: Попурри, 1998, с. 416—417. POST-EVOLUTIONARY PSYCHOLOGYV.N. Tretyakov ISPU “International Academy of Information Technology”, Minsk, RB; Abstract
The aim of the paper is to present the author’s Mentallion concept for using it as the tool for the drastic renewal of the psychiatry where so called psychical norms appear to be premorbid conditions. The multi-disciplinary method of theoretical research to be applied gives possibility to confront evolutionary correlates of the human psyche that were revealed by the author earlier, to their civilization embodiments in order to explain disagreement between animal gist of the human beings and their specifically psychological features as nearness to psychical disorders. New arguments are proposed to explain why the mechanism of the human psyche having been earlier presented, i.e. cognitive tolerant inclusion, is the only possible variant of the Nature to realize cognitive principle of tolerance for it to be the counter-partner to all-biological principle of tolerance. Explanations were given as well why the human predestination to psychical disorders, as an obstinately acting factor, predetermined not only the very mechanisms of the human psychical activity, but as well manifold of his obstinate both individual and social appearances, as well as some characteristic features of the human civilization. Relativity of psychical health as a psychical premorbid condition to be realized opens new possibilities for psychologist to be psychotherapists in area of psycho-prophylaxis.
|
||
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной
собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом
использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
|