.

 

Institute of Intellectual Technologies


Наука в действии



Страницы сайта:


ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Менталлион как концепция психики человека
О новом понимании этиологии психических расстройств
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Пополнение теоретических принципов биологии общебиологическим принципом толерантности
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомендациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный лексический инфобанк

УДК 159.9, 616.89, 159.947.5, 316.6.
-----------------------------------------------------

О НОВОМ ПОНИМАНИИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Третьяков В.Н.
МНОО «Международная Академия информационных технологий»,
Белорусское Общество Психологов,
Армянская Психиатрическая Ассоциация.

Самое непостижимое
в этом мире --
это то, что он постижим.

Альберт Эйнштейн.

Введение в тему

Работы автора по названной теме, представляемые здесь тезисно, позволяют считать их ответом на скрытый призыв А. Эйнштейна разобраться в вопросах познания. Ответ был дан даже «с превышением», поскольку выявленные механизмы психики, как универсальные, позволяют человеку осуществлять любую психическую активность, в т.ч. и познавательную. Их универсальность еще и в том, что эти инструменты имеют отношение как к динамическому балансу психики, так и к его нарушениям, приводящим к психическим расстройствам. Это означает, что есть основания психические расстройства считать не болезнями, а альтернативными состояниями психики, что находится в соответствии с идеями видного американского психиатра Томаса Саса, критика традиционной психиатрии. Выявление этих инструментов позволило понять не только новую этиологию психических расстройств -- самовредящее воздействие психики, названное Эгогенией, -- но и увидеть возможности Эгогении-плюс, т.е. ауто-психопрофилактики для поддержания динамического баланса психики, а для имеющих дисбаланс -- рекомендации по ауто-психотерапии, инструктируемой психиатрами.

Тезисы психологии человека по-новому

• Основным принципом жизни, возникшей на Земле в результате эволюции, которая приобрела характер элиминирующего отбора, является общебиологический принцип толерантности (ОБПТ) – Природа толерантна к различиям [1], – выражающий очевидное положение о многообразии жизни.

• Для высших животных, включая вид Homo sapiens, проявлением ОБПТ на уровне психики является когнитивный принцип толерантности (КПТ), в соответствии с которым у животных непроизвольно, а у человека -- еще и произвольно, во всех психических процессах, нормальных и паранормальных, -- присутствует толерантность к различиям [5, 7].

• Биологический смысл КПТ – это компромиссное решение природы на запрос элиминирующей эволюции, требующей минимизации времени выхода животных из экстремальных ситуаций, а значит, и узости поля сознания (УПС). Компромисс заключается в том, что приобретение жизненного опыта животными становится возможным лишь благодаря КПТ -- т.е. толерантности мозга к различиям.

• УПС, являясь преимуществом в условиях дикой природы, для человека, фактически унаследовавшего УПС, в условиях цивилизации, гораздо более сложных, стала недостатком [1, 4] -- дефицитом панорамного мышления (ДПМ). • Амбивалентность ДПМ: с одной стороны – это стимул познания, реализовавшийся в создании ДПМ-цивилизации; с другой – корневая причина человеческих бед, не вполне осознанная до сих пор экзистенциальная мета-проблема глобального масштаба [6]. • Показано [2, 5, 6], что универсальными механизмами психики, реализующими КПТ, являются когнитивные толерантные охваты (т-охваты), сущностные и оценочные, каждый из которых может быть непроизвольным (унаследованным от животных) или произвольным (специфически человеческим) [1, 7]. Они появились в процессе эволюции у высших животных и унаследованы человеком благодаря КПТ.

• Открытие в 2014 г. уникальной зоны в префронтальной коре человека, аналога которой нет у ближайших животных предков, позволило интерпретировать произвольные сущностные и оценочные т-охваты как осуществляемые с участием именно этого нейронального субстрата.

• Преодоление ДПМ всерьез, используя т-охваты сущностные и оценочные, – это наука, изобретательство, творчество по жизни; но есть еще обыгрывание преодоления ДПМ -- это юмор, и не только вербальный. Когнитивный секрет юмора состоит в том, что в каждом его проявлении имеется новое сопоставление, т.е. бинарный сущностный т-охват того, что раньше не сопоставлялось, с чем-то новым, неожиданным, невозможным, даже нелепым.

• В той же степени, в какой принцип ОБПТ является общебиологическим [1], КПТ, как следствие ОБПТ, является принципом общепсихологическим, поскольку он регламентирует все психические процессы -- как в норме [1, 4], так и при ее нарушении [2, 3, 6].

• Общность между ОБПТ и КПТ видится еще и в масштабе охватываемых ими областей компетенции: благодаря ОБПТ, во всем богатстве систематики, существует жизнь, порожденная эволюцией на Земле, а благодаря КПТ на той же планете создана человеческая цивилизация.

• С понятием сущностного т-охвата согласуется его нейронный субстрат – сохраненная в памяти энграмма. Время существования таких энграмм -- от долей секунды (при перцепции) до нескольких десятков лет (у энграмм долговременной памяти).

• Единство инструментов психики и единая парадигма психологии и психиатрии позволяют понять Эгогению -- новую этиологию психических расстройств [2, 3, 5], являющуюся самовредящим воздействием психики, -- и представить Эгогению-плюс [5--7], т.е. инструктируемую ауто-психотерапию или ауто-психопрофилактику для восстановления или сохранения динамического баланса психики. • Дефицит панорамного мышления (ДПМ)

Наличие такого фактора у человека связано с элиминирующим характером эволюционного отбора, сделавшим узость поля сознания (УПС) фактором выживания наших животных предков [1]. Это из-за ДПМ открытия и изобретения появляются с запозданием, а ученые гораздо больше проявляют себя в диверсификации и применении удостоверенного знания, чем в генерации новых идей. В [4] в качестве довода, что ДПМ является общечеловеческим качеством, приведены случаи проявления ДПМ даже у выдающихся ученых.

Амбивалентность ДПМ

Это дефицитарное качество превратилось у человека в стимул познания, реализовавшийся в создании цивилизации; с другой стороны, оно все больше видится как корневая причина человеческих бед, не вполне осознанная до сих пор экзистенциальная мета-проблема глобального масштаба. ДПМ как фактор психики почти увидел американский психолог и философ У. Джеймс. Вот его мысль: «Искусство быть умным -- это знать что упускать.» Имея представление об инструментах психики, можно продолжить его мысль: «А искусство быть самым умным -- это суметь понять, что упустили все, кроме тебя самого».

Пост-эволюционная предрасположенность человека к психическим расстройствам

Их этиология связывается с несоответствием «животной» части природы человека и цивилизационных условий его существования. Показано, что эта предрасположенность, как остинатно действующий фактор, предопределила не только сами механизмы человеческой психики, но и многообразие ее индивидуальных и социальных проявлений, как и многие характеристики человеческой цивилизации [4, 5, 6].

Менталлион (от англ. MENTALity ум + LION лев, царь зверей)

Это концепция теоретической основы психики человека, включающаящая фактор ДПМ, названный выше принцип предрасположенности, а также когнитивный принцип толерантности (КПТ), инструментами которого являются сущностные и оценочные т-охваты [6, 7].

Сущностный т-охват

-- это элементарный психический акт произвольного/ непроизвольного выбора: в ментальном пространстве -- репрезентаций, а в пространстве внешнем (окружающем) или внутреннем (организменном) -- объектов восприятия.

Оценочный т-охват

-- психическая операция произвольного/ непроизвольного оценивания совершаемых сущностных т-охватов.

Первичная остинация (от лат. ostinato настойчивый)
-- суммарное психо-физическое воздействие на человека цивизационных условий существования, противоречащих «животной» части его природы. Это противодействие порождает Эгогению -- самовредящее воздействие психики, которая (гипотетически) может быть единственной этиологией психических расстройств, включающей в себя эндо- и экзо-воздействия лишь как способствующие реализации такой предрасположенности.

Замещающая остинация

-- повторяющееся воздействие на психику, производимое поведенческой и/или мыслительной (рефлексивной) деятельностью человека, чтобы путем «эскапизма от цивилизации» противостоять нарушению динамического баланса психики. Примеры такого «эскапизма»: любые хобби, отшельничество, искренняя вера, а также установка на преодоление себя (в науке, искусстве, спорте, по ходу жизни). Почти всем для удержания динамического баланса психики оказываются нужными комплексы таких замещающих остинаций.

Заключение

По Сократу, дельфийский призыв «Познай самого себя» означает «Познай свою душу». Душа по-древнегречески -- psyche, так что вывявление инструментов души, т.е. психики человека, можно считать ответом на сократовский вызов. Как новое радикально знание «для всех», оно способно стать методологией «добычи» нового знания для любой науки, дать Большой психологии (включающей психиатрию, социологию и когнитологию) новые перспективы развития, превратить социологию и социальную психологию в объяснительные науки, предоставить психиатрам больший выбор психопрофилактик и психотерапий, не требующих поддержки психотропными препаратами. Осуществление национальных/ региональных/ городских проектов «Сократить и облегчить пути к психическому здоровью», сам замысел которых получил поддержку Армянской Психиатрической Ассоциации[5, 8], видится как близкая возможность поддержать инициативу Всемирного Банка и ВОЗ «Сделать психическое здоровье глобальным приоритетом». Метафорически говоря, можно обеспечить «трансфузию» психического здоровья от психически здоровых «доноров» психически нездоровым «реципиентам». Для этого потребуется создать, путем соцопросов психически здоровых, Инфобанки тех комплексов замещающих остинаций, которые ими успешно используятся, чтобы от них состоялась информационная передача, с учетом близости демосоциальных, гендерных, личностных показателей "донора" и "реципиента". Если это войдет в практику оздоровления психики, то можно будет сказать: у всех нас есть свои комплексы замещающих остинаций, но кому-то для психического равновесия лучше бы подошли чужие.

Публикации автора:

1. Tretyakov V.N. Theoretical Psychology: There Is a Reason for It to Really Emerge// Intern. J. Appl. & Fundam. Res. 2016, #1:
http://www.science-sd.com/463-24951.
Ad hoc:
https://famous-scientists.ru/direction/view/74.

2. Третьяков В.Н. Теоретико-психологический подход к этиологии психических расстройств// Межд. Журн. Прикл. и Фунд. Иссл.2016, № (8)2, с. 290--299:
http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=10023.

3. Третьяков В.Н. Пост-эволюционная психиатрия// Армян. Ж. Психич. Здоровья. 2017, 8(2), с. 3--10:
http://www.apnet.am/journal/datas/articles/272.pdf.
Ad hoc:
https://famous-scientists.ru/direction/view/215. BR>
4. Третьяков В.Н. Пост-эволюционная психология. // Армян. Ж. Психич. Здоровья, 2017, 8(2), с. 11--17: BR> http://www.apnet.am/journal/datas/articles/275.pdf.
Ad hoc:
https://famous-scientists.ru/direction/view/214.

5. Третьяков В.Н. Пост-эволюционная социология. Выводы теории для психиатрической практики// Армян. Ж. Психич. Здоровья. 2018, № 8(2), с. 11--20:
http://www.apnet.am/journal/datas/articles/326.pdf.

6. Третьяков В.Н. К становлению психиатрии как теоретической науки// Научн. Обозр. Фундам. и Прикл. Науки. 2018, № 3:
https://scientificreview.ru/artricle/view?id=33.
Ad hoc:
https://famous-scientists.ru/direction/view/288.

7. Tretyakov V.N. Mentallion concept for reforming the Psychiatric Science Using the Principle of Post-Evolutionary Human Predisposition to Mental Disorders// Intern. J. Appl. & Fundam. Res. 2016, #6:
http://www.science-sd.com/468-25114.
Ad hoc:
https://famous-scientists.ru/direction/view/288.

8. Теоретическая (пост-эволюционная) психиатрия. Как сократить и облегчить пути к психическому здоровью//Науч. Обозр. Фундам. и Прикл. Иссл. 2019, № 6:
https://scientificreview.ru/article/view?id=73.

 
   
Copyright (©) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz