Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА


+Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Панорамное мышление как понятие
Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
Секрет юмора из глубин эволюции
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
Соавторствуя с Вольтером
Рекомендации Природы международным институциям
Все человечество может оказаться в дураках
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Не исключено, что вы -- аквиник
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
О творчестве по-новому
Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять

   

В ЗАПАСНИКАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ИДЕЙ

Педагогика

Предложение для методической разработки:
НУЖНЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАБОТУ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

31.10.1992

Предлагаю преподавателям и методистам, работающим в системе внешкольного образования, подключиться к разработке общих и специальных методик, ориентированных на работу с одаренными детьми. При этом можно базироваться на таких достаточно надежных общих принципах:

1. Принцип обучения творчеством

2. Принцип активности в обучении

3. Принцип многообразия форм одаренности

4. Принцип многофакторности одаренности

5. Принцип поиска наиболее адекватной формы занятия его предметному содержанию.

1-й принцип побуждает педагога быть творцом – чтобы у него была возможность и личным примером «прививать» творческие навыки, делать творчество привлекательным в глазах ребят.

2-й принцип фактически исключает пассивные формы обучения в виде лекций, уроков, наставлений. Из него следует, что преподаватель в процессе занятия должен многократно передавать активную роль учащимся – ставить перед ними вопросы, выставлять на обсуждение их ответы, стимулировать их любознательность, поощряя сообразительность, оригинальность мысли, остроумие ответов и решений. Словом нужно хорошо овладеть искусством беседы, диалога, экспромта, словесной пикировки, даже методами производства комического и остроумного.

3-й принцип требует от преподавателя гибкости в выборе методик в различных коллективах, для чего, как min, нужно владеть достаточно богатых их (методик) набором. Или знать, какие особенно подходят для той или другой формы одаренности. Т.е. должны быть специальные методики для развития и обучения художественно-, литературно-, научно- и технически одаренных детей.

4-й принцип, смысл которого в том, что узко проявляющаяся одаренность – чрезвычайно редкое явление, -- заставляет преподавателей и методистов, думать над такими формами обучения, которые затрагивали бы различные «струнки» в душах ребят, способствовали бы их гармоническому развитию.
Априори 5-й принцип почти очевиден: каждая тема занятий имеет наиболее адекватное свое отображение в форме педагогического процесса. Потому предлагается достаточно обширный (но, конечно, пополняемый) набор методик проведения занятий в школе альтернативных методов обучения, из которых можно выбрать наиболее адекватную. Все они отвечают требования первых 4-х принципов и позволяют реализовать 5-й.

Итак, возможные формы занятий:

i. Беседа (доверительная манера изложения + диалог).

ii. Упражнение (вопросы, задачи, загадки, тесты и т.д.).

iii. Семинар (по типу научных семинаров, но тема может быть далекой от науки, и чем даль, тем больше можно рассчитывать на комический эффект).

iv. Самостоятельная (классная) работа (по заранее обсужденным с учащимися темам, может быть, ими и названным).

v. Игра-соревнование (внутригрупповая и межгрупповая формы)

vi. Деловая игра (где «дело» понимается предельно широко: это и разыгрывание ситуаций на производстве, в магазине, в кафе, в отделе кадров, в школе, на транспорте, в отделении милиции, даже в бане – везде, где можно выделить ролевое разнообразие.

vii. Игра-представление (для которой нужна уже сценарная основа – как канва для импровизаций участников).

viii. «Дуэль», или словесная пикировка (здесь нужно придумать ситуации, где интересы у участников будут достаточно разные или даже прямо противоположные, и каждый пусть отстаивает свое. Например: конкурс, турнир, судебное заседание).

ix. Экскурсия.

x. Конференция.

xi. Консультация.

xii. Индивидуальное занятие (возможно, в будущем оно станет основной формой альтернативного обучения, способного дать одаренным детям то, что не удается сделать в базовой школе).

xiii. «Мозговой штурм». Для успеха этого метода первостепенно важен выбор темы. См. об этом здесь.

xiv. «Авторское» занятие. Это когда преподаватель передает свою роль ведущего занятие одному из учащихся, которому, например, есть что рассказать о своих творческих достижениях (читает свои стихи, показывает в действии изобретенное приспособление, отвечает на вопросы, выслушивает замечания и реагирует на них.

xv. «Гостевое» занятие. Это когда роль ведущего передается «гостю» – интересному человеку.

xvi. Внутригрупповой КВН (предварительная подготовка: разделить группу на 2—3 подгруппы, определить темы турниров/конкурсов/домашних заданий, прикинуть хронометраж встречи.

xvii. «Пресс-конференция» (несколько учащихся располагаются в «президиуме», поскольку они только что, скажем, «вернулись из космоса», «возвратились с Олимпиады с наградами», «участвовали в заседании клуба ЮНЕСКО по вопросам образования», и т.д. Остальные, в т.ч. и преподаватель – в роли журналистов и репортеров (задают вопросы, фотографируют).

xviii. Репортаж (учащийся выступает с отчетом о проведенном изучении общественного мнения, о выполненном задании, предложенном преподавателем или кем-то из учащихся).

xi. Тематический диспут (с обязательным предварительным отбором тем, предложенных исключительно учащимися, и установлением очереди их обсуждения)

xx. Репетиция конференции (их может быть несколько).
xxi. Аудиовизион (доклад, рассчитанный преимущественно на зрительное восприятие, с использованием слайдов, видео- и аудиоматериалов).

xxii. Компьютерное обучение (диалоговый режим, программирование, построение сайтов и т.д.).
xxiii. Упражнения по анализу своего мышления (размышления учащихся с рефлексией, имеющие целью выработку самокритичности).




     
(c) Copyright ИнтелТех — В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz