Активное долголетие: рекомендации
и проблемы
В.Н.Третьяков,
член-корреспондент
Международной академии геронтологии
(Москва)
I. Рекомендации Природы
Концепция противодействия старению [1]. «Организм» жизни на Земле, заключающий в себе все живое на ней обитающее, имеет многие признаки живого организма: он растет, развивается и демонстрирует – вот уже более миллиарда лет! – замечательную способность продолжения жизни. Опыт этого миллиардолетнего «организма» для людей, среди которых уже столетние считаются долгожителями, может считаться поучительным – как рекомендации самой Природы. Надо только суметь их выявить и воспользоваться ими.
Разнообразие жизни на Земле может быть выражено формулой: Природа дает жизни допуск. По-английски и по-французски «допуск» – это «tolerance», так что эту скрытую рекомендацию Природы можно назвать принципом толерантности (ПТ).
На организменном уровне ее можно переформулировать так: чем шире область совместимых с жизнью параметров, проявляющихся у организма, тем больше его устойчивость и приспособляемость к условиям существования, тем больше резерв оставшихся лет жизни.
ПТ на языке информации: Чем шире информационное разнообразие реакций организма на изменение внешней и внутренней его среды, тем ближе он к здоровому и молодому организму. Наоборот, при старении происходит засорение каналов информации, т.е. сужение информационного разнообразия организма – из-за экранирования биологически значимых для организма сигналов.
ПТ в энергетической формулировке: Жизнедеятельность организма энергетически обеспечивается «с запасом», сверх того, что необходимо для поддержания адаптивного поведения. В такой форме ПТ позволяет понять радиационную адаптацию человека, т.е. освоение им новых ареалов обитания и расселение по всей земной поверхности, а также интерес к новому, способности к обучению, творчеству, фантазии и предвидению.
Ниже даются более конкретные рекомендации, согласованные с Природой. Печать «Одобрено Природой» могла бы быть поставлена и на рекомендациях кардиолога, члена-корреспондента НАН Беларуси Н.И.Аринчина, и доктора медицинских наук, профессора Б.С.Гудимова.
Жизнь «по Аринчину» [2]. Не сохранять здоровье, а увеличивать его, создавать – вот с каким революционным принципом выступил проф. Н.И Аринчин. Этот новый в медицине подход был отражен в его Государственной программе здравосозидания, проект которой получил в конце 1990-х гг. положительную оценку в госструктурах, однако до реализации не был доведен.
Практическая основа здравосозидания – аутогомокибернетика, или комплекс упражнений «по Аринчину». День рекомендуется начинать с потягивания еще лежа в кровати – для того, чтобы запустить т.наз. мышечные насосы. Дело в том, что во время сна кровь застаивается в печени, селезенке, конечностях, кожном покрове, и нужно помочь сердцу протолкнуть ее в сосуды. С этим как раз и справляются мышцы, откуда и их названия – периферические сердца или мышечные насосы.
Следующая рекомендация может показаться странной: предлагается совершать любые движения, не выводящие туловище из горизонтального положения. Объяснение: кровь уже вошла в сосуды, полости же сердца ею заполнены слабо. При горизонтальном положении тела наполнение сердца кровью естественно облегчается.
Неизменным атрибутом аринчинской зарядки была круглая палка, которую он раскатывал по поверхности тела, от рук-ног в сторону сердца – чтобы кровь, скопившаяся за ночь в подкожном слое, быстрее включалась в кровообращение. Рекомендовал он и сам показывал такое непростое упражнение: в положении сидя, закрепив ноги, медленно отклоняться назад, поворачивая туловище влево-вправо, объясняя его смысл тем, что из печени и селезенки высвобождается кровь, насыщенная эритроцитами и лейкоцитами. При этом «просыпается» важнейший помощник сердца – диафрагмально-мышечный насос, происходит массаж всех органов живота.
Следующее упражнение его гимнастики заключалось в подключение мышц рук и шеи, которыми предлагается совершать разнообразные движения (можно с гантелями), чередуя мышечные напряжения и расслабления. На шею профессор советовал обращать особое внимание – ведь она связывает мозг – главный орган тела – с туловищем, в котором находятся важнейшие органы жизнеобеспечения.
Метод сердечной реабилитации. Учтем факт, подмеченный и объясненный проф. Н.И. Аринчиным: упражнения по подъему корпуса тела из положения лежа на спине, при зафиксированных ступнях ног, не приводят к ускорению сердечной деятельности. Объяснение в том, что диафрагмально-брюшная мышца (ДБМ) обладает столь сильным кровенагнетающим действием, что ее напряжение не создает сердцу дополнительной нагрузки.
Можно воспользоваться этим обстоятельством в целях сердечной реабилитации. На 1-м ее этапе нужно это щадящее для сердца упражнение выполнять достаточно часто. Через 1—2 месяца таких упражнений ДБМ, укрепившись, снимет часть нагрузки с сердца, и тогда можно приступить ко 2-му этапу реабилитации – подключению других щадящих упражнений, прежде всего «гимнастики поз» – йоговской. Таким же качеством обладают и упражнения изостатической гимнастики, при выполнении которых фактически не производится механическая работа. За основу можно взять:
1) «соревнования» в силе между правой и левой рукой;
2) «подъем» себя вместе со стулом, сидя на стуле;
3) «сдвигание» стены («раздвигание» дверного проема).
После 2—3 месяцев достаточно систематического выполнения йоговских и статических упражнений ваше сердце, получив поддержку укрепившихся периферических «сердец», станет заметно более выносливым.
P.S. Идея впервые была высказана мной публично во время доклада «Концепция противодействия старению» на конференции Международной академии геронтологии и Академии наук Беларуси, проходившей в 1998 г. в большом конференц-зале президиума АНБ. Одобрение изложенному методу Н.И.Аринчин, председатель оргкомитета конференции, сидевший в президиуме, выражал кивками головой.
Поднимемся на уровень активности. У млекопитающих период их развития до полного созревания в 6—7 раз меньше общей продолжительности их жизни. У такого млекопитающего, как человек, период созревания составляет около 22—25 лет, и если он – не исключение из правила, то ему полагалось бы жить 150—175 лет. Однако почему-то человеческая жизнь обычно меньше половины этого срока, и почти у всех народов возраст за 70 считается уже старческим.
Американские психологи выделяют 5 жизненных позиций пожилых людей:
1-я позиция – зависимая. Такие люди ищут помощи, признания, и когда этого не получают, чувствуют себя несчастными, обиженными.
2-я – защитная. Это о тех, кто как будто покрыт защитной броней, кто не хочет ни от кого помощи и, хоть сам не стремится помогать, но не отказывается от работы и активного образа жизни.
3-я – враждебная к миру. Это те «разгневанные старики», которые обвиняют всех вокруг за свою неудачную судьбу, которые никому не верят и ни от кого не хотят зависеть. К своей старости они относятся с презрением, и именно поэтому от работы тоже не отказываются.
4-я – враждебная к себе. Такие люди, пожалуй, самые несчастные. Они пассивны, без интересов и инициативы, склонны к депрессии и фатализму. Ощущают себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, а смерть – избавлением.
Наконец, 5-я позиция – конструктивная. Это когда человек планирует свою жизнь и осуществляет планы, открыт к новому, всем интересуется, стремится помогать другим. Такие могли бы сказать словами Андрэ Моруа: «Cтарость – плохая привычка,
для которой у людей активных нет времени».
Казалось бы, каждому из тех, кто «на заслуженном отдыхе», хочется занять именно пятую жизненную позицию, а не первую, никак не вторую и не третью, и уж тем более не четвертую. Почему же тогда так мало пожилых «конструктивистов»? Объяснение понятное: здоровья не хватает, силы не те. Но, как известно, здоровье человека процентов на 70—80 зависит от него самого, а от докторов и от внешних факторов – только на 10 и 10—20 процентов, соответственно. Возможно, в условиях «чернобыльских республик» последние два фактора «весят» больше, а первый – соответственно меньше, скажем, не на 70, а только на 50%. Но кто скажет, что этого мало – если знать, как за себя взяться?
Известно, что старческое увядание проявляется, в частности, в том, что уменьшается масса мышц и костей, ткани тела засоряются продуктами «недообмена» веществ (холестерином, кальцием), уменьшается приток крови ко всем органам тела, сужаются и гибнут капилляры, ослабляется пищеварительная функция, а из-за ослабления мышц кишечника возникают привычные запоры. Этим процессам можно противостоять, если на организм будет действовать какой-то постоянный раздражитель – стимулятор обмена веществ. В качестве такового проще всего выбрать холодовый раздражитель. Такой выбор оправдан еще и тем, что человеческий род сформировали великие оледенения, «благодаря» которым пра-людям пришлось испытать мощный отбор по уму. И этот ум, уцелевший в климатических катастрофах неогена, теперь предлагается использовать для выведения себя из старческого увядания.
Вот возможный вариант действий. Постоянный, т.е. несильный холодовый раздражитель можно имитировать, находясь дома без верхних одежд (или в одной майке) и без тапок, спать, выставив из-под одеяла ступни ног и кисти рук, а на улицу выходить, одеваясь легче, чем большинство. Вариативность здесь большая, можно экспериментировать, увеличивая время воздействия раздражителя, если нет противопоказаний (в виде чихания, скажем), и уменьшая время, если они есть.
Предупреждение. Вам придется запастись мужеством: ощущения теплового дискомфорта будут заставлять вас прекратить «издевательства над самим собой». Но если вы не поддадитесь, то через 3—4 месяца с удивлением обнаружите, что никакого дискомфорта уже нет. Тогда же вы сможете заметить и позитивные изменения в себе: ведь переход на более высокий уровень обмена веществ, который у вас завершился, означает ни много ни мало – ваш переход в другую, более молодую группу по биологическому (не паспортному!) возрасту.
Сосудистая гимнастика. Склерозирование сосудов состоит в отложениях жиров на их внутренних стенках, что делает сосуды менее гибкими и более ломкими. Предлагается включить в утреннюю зарядку процедуру – шлепать себя ладонями по всему телу до болевых ощущений. Поскольку кровь, как прочие жидкости, практически несжимаема, то эффективность процедуры (парадокс!) тем выше, чем больше склерозированы ваши сосуды.
Особенно хорошо нужно обработать подошвы: ведь там есть и кровеносные и гуморальные сосуды, и нервные окончания. Так что не случайна народная рекомендация: ходить босиком по росе.
О полезном эффекте процедуры можно говорить лишь после систематических ежедневных упражнений на протяжении нескольких недель. Но у "отшлепывания себя" есть и немедленный эффект, возникающий почти сразу. Если процедура производится после ночного сна, то пропадает сонная одурь, появляется ощущение бодрости. Так что почти у каждого из нас есть позитивное подкрепление для регулярной ежеутренней сосудистой гимнастики, даже если до непорядков с сосудами дело еще не дошло.
Рекомендации проф. Б.С. ГУДИМОВА, ректора Минского Университета здравосозидания [3]. В принципе каждый человек может стать долгожителем. Для этого нужно знать, как работает сердце, и научиться корректировать его деятельность в случае сбоев. Сбои же случаются из-за болезни цивилизации – гипокинезии (дефицита движений), которая ведет к ускоренному изнашиванию сердца, а значит, к преждевременному старению. В процессе сна кровоснабжение органов замедляется, а форменные элементы крови – эритроциты и лейкоциты – скапливаются в печени и селезенке, чтобы разжиженную кровь сердцу было легче проталкивать по сосудам. После пробуждения нужно заставить работать скелетные мышцы (во время сна сердце продолжало трудиться, а они отдыхали), перевести хранившиеся в "депо" форменные элементы крови в их "исконное" русло, "промыть" внутренние органы, запустить в работу помощников сердца – грудной, брюшной и диафрагмальный мышечные насосы, усилить кровоснабжение, прежде всего головного мозга.
Для этого предлагаются следующие упражнения.
1. Сесть на пуфик, вытянуть ноги и упереться ими во что-либо. Отклоняясь назад с поворотами туловища поочередно в обе стороны, вновь вернуться в положение сидя.
2. Приседать, удерживая спину в вертикальном положении, опустив руки на колени.
3. Поворачивать голову влево-вправо.
4. Массировать шею, голову, слуховой проход и ушные раковины (для улучшения кровоснабжение головного мозга, предупреждения появления шейного остеохондроза и снижения слуха).
5. Массировать ноги и руки, начиная с пальцев, по направлению к сердцу.
Работникам умственного труда, которых гипокинезия больше затрагивает, предлагается дополнительный тренинг периферических "сердец", для чего нужно научиться безостановочно шевелить пальцами ног, делать попеременные движения ногами, не отрывая их от пола. Во избежание застоя венозной крови можно также сокращать-расслаблять ягодичные мышцы, анус и мышцы живота, сдвигать-раздвигать плечи и лопатки, сжимать кисти в кулаки. Важно, что эти упражнения можно производить незаметно для окружающих.
Витамин от старости [4]. В одном стихотворении поэт Валентин Берестов сумел необычно взглянуть на краткость человеческого существования – с точки зрения «чего-то не хватает». Вот его логика: когда нет воздуха для дыхания, питья или еды, человек сможет прожить соответственно лишь несколько минут, несколько дней или недель; а если ему не давать чего-то («а чего – для всех для нас секрет»), то, по свидетельству статистики, он проживет в среднем около 70 лет. И в заключительном четверостишии, являя образец великолепного научного мышления, В.Берестов поставил проблему:
«Что же нужно нам как воздух,
Как вода и как еда,
Чтобы сделались веками
Наши краткие года?”
Мой ответ на вопрос поэта: витамин от старости, которого так не хватает большинству людей, – это творчество, или установка на творческий подход к жизни.
Увы, большинство из нас действительно страдает «творческим авитаминозом». Разве не свидетельства тому фаны, неотступно преследующие своих эстрадных и спортивных кумиров, да и сама распространенность всевозможных шоу и спортивных игр? Общим для всех этих явлений является обилие эмоций при необременительном, даже скудном их умственном сопровождении. Сопоставим это с высказыванием Дж.Б.Шоу: «Интеллект – это страсть. Декарт, несомненно, извлекал из жизни больше радостей, чем Казанова». О том же говорили Н.В.Гоголь и Ромен Роллан. Дальше всех зашел А.П.Чехов: «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют». А можно ли в принципе поставить дело так, чтобы не лишать людей высшего наслаждения? В докладе [9] мной сделана попытка представить принципы образования, с помощью которых можно было бы не только развивать творческие способности учащихся, но и восстанавливать одаренность, «задавленную» предшествующим неадекватным обучением.
Вдохновенье по заказу [5]. «Как работается?» – «Так себе. Творческий застой. Вдохновения нет». Подобный диалог отражает типичное представление о вдохновении как о сложном и таинственном явлении. Будто бы оно почти целиком определяется внешними силами, о природе каковых ничего неизвестно, а сам человек к ним не имеет никакого отношения.
Между тем есть возможность в какой-то степени «овладеть вдохновением». Составив дифференциальное уравнение для уровня бодрствования (см. [5]) и проанализировав его, я пришел к таким рекомендациям по повышению активности коры головного мозга:
1. Сделайте глубокое мышечное расслабление. 2. Уменьшите внешние воздействия: закройте глаза, заткните пальцами уши. 3. На долю секунды, заведомо меньшую, чем характерное время передачи нервных импульсов, широко раскройте глаза, откройте уши, резко напрягите мышцы тела. Повторите цикл 3—4 раза, с возвращением каждый раз в исходное состояние. Использование технических средств (яркая электролампа, на большую громкость настроенный телевизор или магнитофон) увеличивают эффективность энергетической накачки.
Почему столь простые действия способны подтолкнуть творческий процесс, привести человека в состояние вдохновения? Это легко понять: нервная энергия через поле сознания перешла в структуры подсознания, повысила готовность памяти, предопределила повышенную скорость образования новых связей, расширила пределы работы мозга без утомления.
Из уравнения для уровня бодрствования следует удивительный парадокс психической саморегуляции: чем ближе вы к состоянию апатии, безнадежности, несобранности, тем более эффективной окажется для вас энергетическая накачка коры головного мозга.
Предлагаемая методика, конечно, не всемогущая. Если у вас даже нет идеи, чем заняться, то вдохновение от накачки вряд ли появится. Но когда есть замысел, были уже попытки его осуществлять… Знаете афоризм: «Случай помогает подготовленному»? Методика – это как раз тот случай.
Как заснуть когда не спится [6] . Расстройство сна и бессонница в пожилом возрасте проявляются как-то особенно докучливо. Анализ уравнения для уровня бодрствования, проведенный для активизации коры головного мозга, оказывается возможным и для ее пассивизации, т.е. для получения алгоритма засыпания по собственному желанию.
Расположитесь в удобной и привычной для сна позе. Зажмурьте глаза и постарайтесь, всматриваясь в то, что видите, – а это фоновая активность зрительного анализатора, – и отыскать какие-то неоднородности, которые обязательно появятся, если зажмуриться покрепче. Ваша задача – сконцентрировать на них все свое внимание. Представляйте себе, что эти неоднородности расположены совсем близко от глаз, где-то в районе переносицы. Крепкое зажмуривание глаз и конвергенция их к переносице – это как раз то, что нужно выдержать, чтобы активность коры головного мозга начала снижаться, чтобы стало приближаться сонное состояние.
Почти наверняка с первой попытки заснуть вам не удастся, особенно если вы были во взвинченном состоянии. Так что нужна будет серия попыток. Если и после этого не получится, можно использовать метод в усиленных вариантах: 1) перед выполнением «погружения в сон» сделать общее напряжение мышц тела и/или 2) произвести 5—6 энергичных вдохов-выдохов и/или 3) взглянуть на яркий свет. Вы не сможете не заснуть, если проявите настойчивость: ведь при «концентрации ни на чем» поле сознания в конце концов расплывается, становясь не отличимым от фона. Возникает разлитое торможение в коре головного мозга – первая стадия сна.
Дополнение для тех, у кого жестокая бессонница, кто «уже все способы перепробовал – ничего не помогает». Вам стоит учесть, что состояние релакса, которое считается состоянием самого полного отдыха, достигается как раз при подобной концентрации на фон. Так что если вы сможете не заснуть в течение достаточного длительного «погружения в себя», то вы будет иметь даже преимущество перед теми, кто не смог не заснуть: считается, что 10 минут релакса по эффективности отдыха эквивалентны чуть ли не часовому сну. И ложась спать, можно освободить себя от опасений не заснуть.
Стратегии жизни, рекомендованные Природой. Стимулом для написания этой главки стала мысль Эриха Фромма [7]: «Осознавать, что когда-нибудь умрешь, – очень грустно и горько, но мысль о том, что умрешь, толком не поняв, что такое жизнь, просто невыносима». Какие же выводы напрашиваются, когда сопоставляешь свою будущую жизнь с тем, что выверено Природой?
Принцип толерантности (ПТ) – Природа не делает ставку на выведение единого совершенного организма, давая жизни разнообразные и большие «допуски» -- дает мало простора для изменчивости узкоспециализированным видам, с малым разбросом важных для жизни параметров, которые могут существовать только пока не разрушились их экологические ниши. Не желая таковым уподобляться, мы приходим к рекомендации: не стоит в жизни ограничиваться лишь одной специальностью, оставаться лишь моно-специалистом, связывать свою жизнь только с одним учреждением.
Внутривидовое разнообразие (мужские и женские особи, молодые и старые, здоровые и больные) означает, что для выживании вида важна его недоадаптированность к текущим условиям существования. Так что есть подсказка: делай, изучай и то, что тебе сейчас вроде и не нужно; в жизни всякое может пригодиться.
Принцип энергетической избыточности, характерный для нервной системы высших животных, дает намек: занимайся тем, что подсказывают тебе твои внутренние потребности, иди вслед за своей инициативой.
Другие рекомендации «от Природы» тем, кто желает жить долго и интересно:
Не снижать, а по возможности расширять разнообразие среды своего обитания (поскольку это расширяет разнообразие внутренней среды организма);
Несмотря на возраст, не уменьшать, а при возможности увеличивать количество дел, занятий и развлечений (с той же целью);
Заботиться о своем информационном обновлении
и, через механизм положительной обратной связи поддерживающем интерес к жизни;
Вести высокоактивный образ жизни, заботясь о положительном эмоциональном подкреплении своих действий (одно из самых сильных таких подкреплений – осознание нужности того, что делаешь, другим людям);
Поддерживать головной мозг в состоянии информационной открытости и предуготовленности к активным действиям;
«Подключать» творческое мышление даже в ситуациях стандартных, привычных, при выполнении однообразных действий (именно потому, что они стремятся «стереть рельеф личности», снижают саму потребность организма в разнообразии);
Приняв установка на «творчество во всем», не допускать исключения и в вопросе собственного оздоровления или, что почти одно и то же, омоложения.
Совершенствовать свою стратегию жизни, наполняя ее новым смыслом. (Эта последняя проблема столь сложна и важна, что ее каждому должно хватить «на всю оставшуюся жизнь»).
Приведенные рекомендации больше подходят, конечно, молодым людям, но и пожилым дают шанс почувствовать себя молодыми, имеющими перспективу лет.
II. Проблемы
В.Н. МАСЛОВ, бывший профессор Московского института химического машиностроения, размышляет о механизме старения (из письма автору статьи) . Природа старения и в наши дни остаётся столь же загадочной, как и тысячелетия назад. Я подошел к проблеме старения издалека, и это помогло мне увидеть новые взаимосвязи, характерные для этого процесса. Я понял, что его можно отнести к классу самопроизвольных процессов, рассмотрением которых занимается нелинейная неравновесная термодинамика.
У меня возникла идея: если старение является самопроизвольно протекающим диссипативным процессом, то теорию и математический аппарат диссипативной термодинамики можно применить для выявления наиболее общих закономерностей старения.
Этот путь оказался очень продуктивным: мне удалось открыть первопричину старения как общебиологического явления и установить не известную ранее фундаментальную закономерность: самопроизвольный процесс старения ведет организмы к вымиранию по энергетической траектории кратчайшего времени, совместимой с биологическими характеристиками организмов и условиями обитания. Найденная закономерность (имеющая характер вариационного принципа для диссипативных систем) выражена точными математическими уравнениями, пригодными для экспериментальной проверки и практического использования.
В моем понимании, проблема омоложения – это проблема перехода с врожденно заданной энергетической траектории жизни на новую, продленную траекторию. Старение – процесс самопроизвольный, для него не требуется наше содействие, но обратный процесс (омоложение) – процесс принудительный, и для его осуществления должна быть затрачена работа в надлежащей форме (как физическая, так и умственная).
Правильное понимание и использование фундаментального закона старения позволило мне добиться очень хороших результатов в собственном самоисцелении.
Свой метод, основанный на определенных приемах самовнушения и на сознательном регулировании жизненных процессов (дыхание, питье, питание, физические упражнения), я назвал самоисцелением через омоложение.
Создается впечатление, что долгосрочное омоложение может быть достигнуто при условии, что применяемый способ не входит в противоречие с генетическими программами анти-старения. Такие способы реально существуют, но не являются официально признанными, поскольку не были подтверждены клиническими испытаниями. Уверен, что если отбросить предубеждения, то проблему долгосрочного омоложения в ближайшие годы удастся решить.
Проф. В.Н.Маслов о социальных проблемах пожилых людей (из письма автору статьи). Несмотря на все тяготы жизни, процент пенсионеров и долгожителей неуклонно возрастает. При этом старение современного цивилизованного общества происходит на фоне утраты связи молодого поколения с символами зрелой мудрости и долгожительства. Одной из причин пренебрежительного отношения к старшим группам населения является нагнетание неотвратимой угрозы общепланетарного кризиса перенаселённости. В СМИ всё чаще звучат предупреждения о неизбежном якобы кризисе системы социального обеспечения, когда работающих станет меньше, чем пенсионеров, хотя в наш век автоматизации и безлюдных производств нелепость подобных предупреждений очевидна.
Пенсионеры и даже многие относительно здоровые долгожители не имеют общественно значимой личной цели, лишены чувства социального предназначения, на них навешен ярлык "лишних ртов" и "обузы для общества". Им не приходится рассчитывать на существенное улучшение пенсионного обеспечения и на повышение уровня социальной защиты со стороны государства.
Между тем биологический ресурс продолжительности жизни огромен. Активная и трудоспособная жизнь могла бы продолжаться по меньшей мере до 120 лет, если бы люди не утрачивали смысла жизни при подходе к пенсионному возрасту под воздействием негативно ориентированного коллективного сознания.
Заметим, что пожилые люди, пенсионеры и долгожители очень ценят любую возможность приложения своих рук и интеллекта. В большинстве своём они имеют более высокий уровень образования, не склонны к наркомании и другим излишествам, социально более ответственны, чем представители младших и средних возрастных групп. Это – явные плюсы.
Есть и бесспорные минусы: люди старшего возраста, как правило, слабее физически, неустойчивы к психологическим стрессам, обременены хроническими болезнями. Однако имеется принципиальная возможность достичь такого положения, когда плюсы будут преобладать. О чрезвычайно высокой жизнеспособности здоровых долгожителей свидетельствует уже отмеченное выше глобальное увеличение абсолютной и относительной численности людей в возрасте 100 лет и старше, сохраняющих завидное физическое и умственное здоровье.
Назрела необходимость постепенной переориентации коллективного сознания человечества в сторону позитивного восприятия неизбежности возникновения демографического слоя здоровых, экономически активных и социально ответственных долгожителей. Первоочередная задача здесь – борьба против дискриминации по возрасту, которая проявляется, в частности, в трудностях трудоустройства после 50 лет, в отказе страховых компаний от страхования жизни и здоровья клиентов после достижения ими 70 лет. Без зарплаты, без социального страхования, без достойной пенсии, без современного жилища не сможет прожить даже абсолютно здоровый и трудоспособный долгожитель. От возрастной дискриминации, которая имеет поистине глобальный характер, страдает намного больше людей, чем от каких-либо других видов дискриминации, и на серьезный успех можно надеяться только в том случае, если будет поддержка со стороны ООН и международного сообщества.
Реалистичным и интересным направлением общественной и личной деятельности заинтересованных лиц представляется сбор информации по сети Интернета, из архивов СМИ, от организаций геронтологического профиля и из архивов ООН/ЮНЕСКО относительно физических и умственных возможностей человека в возрасте старше 70 лет. На основе этой базы данных можно убедительно продемонстрировать всем желающим выдающиеся примеры достижений долгожителей под условным названием "МОДЕЛИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА".
С точки зрения планетарной ответственности. Социальная проблема пожилых людей, поставленная проф. В.Масловым, может быть включена в гораздо более широкий контекст, что повышает не только ее актуальность, но и шансы на разрешение.
Но прежде несколько замечаний.
- По сведениям Энтони Джаджа [8], «угроза общепланетарного кризиса неотвратимой перенаселённости» в мире вовсе не нагнетается, а скорее наоборот – игнорируется, причем к этому причастны и структуры ООН, и Римский клуб, и иерархи основных религий, и «зеленые», и правозащитники, и противники абортов. Возможно, что-то в общественном сознании может сдвинуться сейчас, после опубликования данных ООН о бедности: ведь количество голодающих в мире достигло 1 млрд. человек. И тут не помогут «автоматизация и безлюдные производства», если площадь пахотных угодий уменьшается, а население растет.
- «Символы зрелой мудрости и долгожительства» действительно потускнели, но для этого есть объективная причина: темп радикальных перемен в жизни людей теперь значительно опережает смену поколений, и мудрость пожилых оказывается для молодых устаревшей и не нужной. А это значит, что стратегии своей жизни теперешним 40-летним и даже более молодым придется выстраивать с учетом их будущего пенсионного состояния – если они не хотят оказаться в ближайшем будущем «балластом общества».
Теперь о более широком контексте. «Переориентация коллективного сознания человечества» в пользу «здоровых, экономически активных и социально ответственных долгожителей» может произойти естественно, а не в результате рекламной кампании, если понимание перегруженности человечества нерешенными и не решаемыми глобальными проблемами создаст у людей чувство ответственности за планету и все живущее на ней. Заставить людей думать планетарно может и разразившийся кризис, особенно если он будет и дальше обостряться. Благодаря Интернету, пожилые люди, полностью или частично отошедшие от дел, не занятые конкретными рабочими делами, раньше других могли бы приобщиться к их разрешению. Так, независимо от возраста, интеллектуалы, аналитики, методологи и другие работники умственного труда, осознавая свою ответственность перед людьми, живущими сейчас, и перед будущими поколениями, могли бы объединить свои усилия в создании Стратегии безопасного, устойчивого развития человечества в гармоническом симбиозе с Природой. По существу речь идет об институализации социального интеллекта глобального значения и масштаба, которая может считаться рекомендацией Природы. В самом деле, ведь возникновение и распространение по Земле высших животных убедительно свидетельствует об эволюционных преимуществах сквозного процесса цефализации, т.е. процесса обособления головы и формирования головного мозга. Нельзя считать естественным, что до сих пор эта рекомендация, по существу императив выживания человеческого рода, игнорируется.
Бывшие работники сферы образования, используя достижения наук о человеке и поняв суть недостаточности его менталитета, не справляющегося с глобальными проблемами, могли бы стать инициаторами и участниками разработок по методологии и методикам обучения 3-го тысячелетия, адекватного вызовам цивилизации и открывающего человечеству перспективы прогрессивного развития. Принято считать, что творчество – это удел лишь немногих избранных, которым повезло с генами. А ведь не исключено, что системы образования в мире отстали даже не от века – от тысячелетия, не ощущая установки на творчество по жизни как императив обучения в информационно сложном и усложняющемся мире.
По убеждению А.П.Чехова, «желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». Главное изобретение ХХ века – Интернет – в ХХI веке способен предоставить для осуществления этого желания такие возможности людям старшего возраста, каких в истории человечества никогда не было. Благодаря Мировой сети проблема счастья, включающая в себя все другие проблемы, стоящие перед человечеством – военные конфликты, терроризм, перенаселенность, рост бедности, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, несовершенство человеческого менталитета, межличностные, межнациональные, межконфессионные взаимоотношения – уже может стать на десятки лет главной темой не только для «экспертов по счастью», но и всех людей, мечтающих о более достойной и содержательной жизни, желающих уменьшить массу несчастий в мире. Это был бы подлинно межчеловеческий диалог, чего так не хватило 2001 г. – Году диалога цивилизаций, проведенному по инициативе ООН.
Как ни парадоксально, разрешение проблемы человеческого счастья общими усилиями и «для всех» может стать даже императивом выживания. В самом деле, разве не бомба замедленного действия заложена под наше существование, если все население Земли, т.е. 6 млрд. человек, разделено на «золотой миллиард», потребляющий большую часть мировых ресурсов, и пять «незолотых миллиардов», вынужденных довольствоваться остальным? И это, может быть, самый убедительный довод за то, чтобы начать и вести всемирный межчеловеческий диалог, в котором пожилые люди могли бы сыграть ведущую роль как имеющие наибольший жизненный опыт.
Приобщение стариков к разрешению такой общечеловеческой проблемы означало бы, что их жизнь обогатилась надличностной ценностью. Как известно из социальной психологии, люди, поднявшиеся над чисто эгоистическими интересами, более психологически устойчивы и более способны преодолевать житейские трудности, не впадая в уныние или отчаяние. А если еще учесть, что это за ценность, то тут должен сработать психологический эффект, подмеченный еще древнегреческим мудрецом Платоном: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».
Остается только добавить, что «задел» для учреждения разноязыкого всемирного форума по всеобъемлющей проблеме счастья уже есть, поскольку существуют Интернет-ресурсы близкой направленности. Кое-что (правда, совсем немного) пожилые люди могли бы выбрать из списков русскоязычных форумов, представленных на Rambler.ru и tut.by. Однако ближе к названной проблеме оказываются англоязычные форумы, среди которых:
• Global Mindshift, имеющий девиз: «Объединяйтесь с людьми всего мира, работающими над построением глобального сообщества»;
• New Civilization Network – сетевой ресурс, «связывающий людей, которые изменяют мир»;
• UBUNTU – африканские «Сети мирового форума гражданского общества»;
• Wiser Earth, имеющий девиз: «К справедливому и устойчивому миру, создаваемому сообществом»;
• Портал Yahoo, имеющий входы для вопросов (Ask) и ответов (Answer), а также группу «Выживание человечества» (Human Survival group).
Литература
1. Третьяков В.Н. Принцип толерантности и концепция противодействия старению. – Интеллектуальная собственность в Беларуси, 2000, № 2. С. 51–56.
2. Аринчин Н.И. Здравосозидание. – Мн.: Белорусский гуманитарный образовательно-культурный центр, 1998.
3. Гудимов Б. Здравосозидание: путь к сердцу. – Директор, 2004, № 12.
4. Третьяков В.Н. Витамин от старости. – Гравитон (г. Калининград). 2000, № 1. С. 7.
5. Трaццякоў У.М. Натхненне паводле заказу. – Адукацыя i выхаванне. 1994, № 11. С. 80–81.
6. Третьяков В.Н. О возможном механизме саморегуляции сна и его практике, в сб.: Психическая саморегуляция. Труды Всесоюзной конференции по психической саморегуляции (Алма-Ата, 1976). – М., 1983. с. 144—147.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. – Мн.: Попурри, 1998.
8. Judge A. Begetting challenges and responsibilities of overpopulation. – http://www.laetusinpraesense.org/doc00s/begat.php.
9. В.Н.Третьяков. Аутсайдерам Европы – педагогические технологии наивысшей эффективности, в сб.: Восточная Европа: политический и социокультурный выбор. Материалы международной научно-практической конференции. – Мн.: МГЛУ, 1994. С. 143—145.
Опубликовано в августовском (2009 г.) номере журнала «Наука и инновации» (Минск).