Institute of Intellectual Technologies  


НАУКА В ДЕЙСТВИИ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Панорамное мышление как понятие
Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
Секрет юмора из глубин эволюции
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
Ментальные жуки: эволюционный аспект
Соавторствуя с Вольтером
Рекомендации Природы международным институциям
Все человечество может оказаться в дураках
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Не исключено, что вы -- аквиник
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
О творчестве по-новому
Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять

 


ВСПОминать сложнее чем ВОСПОминать

В.Н. Третьяков

Мы говорим: «Нахлынули воспоминания», сами по себе, без наших умственных усилий, бывает, даже вопреки нашему желанию. Совсем другое дело – вспоминать забытое. Это бывает мучительным занятием, к которому мы сами себя принуждаем: «Надо обязательно вспомнить…» (это слово, этого человека, и т.д.). Мне тоже, на 8-ом десятке лет, уже время от времени приходится этим заниматься. И из моих приятелей-ровесников мало кто не жаловался на память (правда, обязательно с улыбкой). Например, так: «Ой, что ты! Да я уже скоро забуду, как меня самого зовут!» Что свидетельствует, конечно, о редкости проявлений у них забывчивости. Это хорошо, но впереди перспектива, может, немалых лет. Как бы от милой забывчивости не перейти к немилой…

В книжках по психологии много внимания уделяется вопросам совершенствования памяти, но -- в смысле ЗАПОМИНАНИЯ. И это понятно: расчет на молодых, учащихся, входящих в жизнь. Вопросы ЗАБЫВАНИЯ-ВСПОМИНАНИЯ – это уже для пожилых, здесь можно только поводы для юмора находить: «Доктор, как это называется, когда все забываешь?»

Я попробовал извлечь рациональную рекомендацию из недавнего случая своей забывчивости. Я почувствовал недомогание, были почти все признаки простуды. И тут я вдруг осознал, что не могу вспомнить слова -- «ну это когда только кажется, что очень холодно».

Из спортивного интереса я записал время, когда начал вспоминать: 12.13.

С чем это слово наверняка ассоциируется? -- Симптом, простуда, холод, замерзнуть… Увы, зацепления не произошло.

Надо, подумал, представить себе ситуацию, при которой это слово будет произнесено.

Состояние, которое у меня, у большинства бывало. Что в таких случаях люди говорят, когда жутко холодно?.. Увы, опять не зацепилось.

Ну, а вот врач пришел ко мне. Как бы он спросил: -- На что жалуетесь? Насморк, кашель, озноб?
Ну, конечно же, ОЗНОБ у меня! Это меня порадовало. Вспомнил!

Посмотрел на часы: было 12.24.

Бывало, часы проходили, прежде чем вспоминал, так что будем считать, что 11 минут -- это неплохо.

Пожалуй, у меня получилось вспомнить быстрее, чем обычно, потому, что интуитивно я выбрал правильную стратегию. Вот она:

1. Забытое слово (предмет, термин, учреждение и т.д.) обязательно входит в зацепление с какими-то семантическими полями. Память, цепляясь за них, может «вытащить» и временно забытое.
2. Надо представлять себе по очереди различные ситуации, когда забытое слово может прозвучать или, говоря вообще, понадобиться. Тот же принцип «прицепить» забытое к тому, что помнишь.

Как зовут человека? Специфика поиска ответа на этот вопрос в том, что (по пункту 1) «зацепленные» семантические поля вам не надо искать, поскольку поля «имя» и «фамилия» заведомо связаны. Потому (по пункту 2) ситуациями надо считать перебор ИМЕН. Смысл в том, что забытое имя почти всегда входит в ограниченный набор распространенных имен. Бывают исключения, но они и запоминаются лучше. Найдя «правильное» имя, вы сможете отыскать (вспомнить) и «прицепленную» к нему фамилию.

Надеюсь, люди «в возрасте» тоже посещают мой блог, и то, что здесь написано, им пригодится.

   
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz