В ЗАПАСНИКАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ИДЕЙ


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ;
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Классификация юмористических приемов
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому


   


Философия


Предложение для исследований:
ЗАБЛУЖДЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ, КАК ИХ ОБНАРУЖИВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ
28.09.2004

Частным и наиболее трудным для исправления случаем упущений цивилизации из общих соображений должны быть заблуждения подавляющего большинства людей, поддерживаемые на протяжении жизни хотя бы одного поколения. Почему наиболее трудным -- понятно: новое знание ведь может просто заполнять до сих пор существовавшую брешь в картине мира, и тогда оно входит в науку даже при полном одобрении коллег открывателя; но такое соотношение нового знания со старым -- по принципу дополнительности -- скорее исключение, чем правило, поскольку новизна, тем более радикальная, почти всегда входит в противоречие с устоявшимися представлениями. Так, например, столетия понадобились для того, чтобы от библейских представлений о сотворении мира перейти к естественнонаучной картине эволюции Солнечной системы, а затем – к эволюции нашей Галактики, галактик и метагалактик. Да и сейчас еще далеко не все к таким представлениям перешли – библейская версия кажется более убедительной.

С древних времен дошла до нас мысль: “Errare humanum est”, т.е. Человеку свойственно ошибаться. В те времена опыт поколений был еще незначителен, история человечества по существу еще только начиналась, и не мог в принципе тогда отыскаться некий древнеримский или древнегреческий Станислав Ежи Лец, который бы сказал: «У людей запоздалый рефлекс: понимают лишь в следующих поколениях».

Да, в течение столетий стали накапливаться факты, свидетельствующие о том, что человеку не только свойственно ошибаться и тут же спохватываться; оказалось, что он жизнь может прожить и, помирая, так и не узнать (потому хотя бы, что сказать было некому), что всю свою жизнь в каком-то важном вопросе заблуждался. Вот для примера заблуждение, продержавшееся в качестве истины почти 20 веков: что под действием силы, действующей на тело, прямо пропорционально силе изменяется его скорость. «Истина» исходила от великого Аристотеля, и потому подвергнуть ее сомнению желающих столь долго не находилось. (В связи с этим мысль Дж.Конрада: «Даже отважных людей заставляет иногда вздрогнуть логический ход мысли»). Понадобилась отвага мысли Галилео Галлилея, чтобы сначала подвергнуть сомнению это утверждение, а уж потом и опровергнуть его, анализируя результаты опытов по сбрасыванию тел с Пизанской башни.

Так что великие запоздалые идеи как бы предсуществуют в виде отрицания общепринятых представлений и закономерностей. И доказательство истинности антизаблуждений для науки, быть может, подвиг не меньше, чем открыть новое, никому не известное. Говорят, что физик, обнаруживший ошибку у “самого Л.Ландау”, удостаивался кандидатского диплома без всяких проволочек.
Понимание, что происходит заботливая передача заблуждений из поколения в поколение – от родителей – детям, от учителей – к учащимся, от главы научной школы – своим сотрудникам – может помочь в выявлении слабых мест социального наследования знаний и, по-видимому, даже дать одно из направлений поиска: идеи интерпретационного характера. Дело в том, что две научные школы могут отличаться друг от друга и даже взаимно игнорировать научные труды лишь потому, что дают разные интерпретации одной и той же совокупности экспериментальных данных.

Читателю в заключение предлагается, дабы лучше проникнуться довольно-таки абстрактной мыслью о возможности существования заблуждений на протяжении жизни нескольких поколений, взглянуть с такой точки зрения на несовершенство языка, на языковые нелепости, неизвестно сколько поколений существующие, и подумать, почему масса народу письменно поздравляла друг друга с 4010-летием непонятно какого события.

     
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz