Страницы сайта:
ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА
Коллекции статей на сервере СО РАН:
+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта
Наиболее значащие материалы сайта:
• Криминальный диагноз: узкоумие
• Две креативности, а такие разные
• Панорамное мышление как понятие
• Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
• Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
• Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
• Секрет юмора из глубин эволюции
• Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
• Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
• Ментальные жуки: эволюционный аспект
• Соавторствуя с Вольтером
• Рекомендации Природы международным институциям
• Все человечество может оказаться в дураках
• Принцип толерантности и концепция противодействия старению
• Педагогика наивысшей эффективности
• Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
• Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
• Советы осененному идеей
• Советы начинающему эксперту
• Инструмент мысли нуждается в заточке
• Не исключено, что вы -- аквиник
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
• О творчестве по-новому
• Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять
|
|
|
Всеобщая Декларация Ответственности Человека
Проект.
Предложен для рассмотрения в Департамент Общественной Информации ООН
для обсуждения и возможного продвижения
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание,
- что признание достоинств, присущих всем членам человеческого сообщества, кроме равных и неотъемлемых прав, являющихся основой свободы людей, справедливости и всеобщего мира, должно включать и признание обязанностей перед другими людьми и перед собой, обязанностей, которые люди на себя взяли и исполняют;
- что безответственность многих, вплоть до лидеров государств, субъектов хозяйствования и военных, привела к тому, что новой реальностью XX-XXI веков стала угроза общецивилизационного коллапса, в результате которого человеческий род может исчезнуть;
- что в глобализующемся мире возросла взаимозависимость людей, и безответственность или малая ответственность одних превращается в бесправие или ограничение в правах и свободах многих других;
- что акты безответственности на всех уровнях находятся в противоречии с желаниями подавляющего большинства населения Земли, предпочитающих жить в странах более упорядоченных и предсказуемых;
- что создание мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашенное во ВДПЧ как высокое стремление людей, получит большее осуществление, когда в круг обязанностей каждого человека войдут обязанности не только служебные, семейные и договорные, но и ответственность более высоких уровней;
- что в обществе с преобладанием социально ответственных личностей невозможна деградация государственной власти в диктаторский режим, и у человека не возникает потребности прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения;
- что дружественные отношения между народами на межличностном и межгосударственном уровнях становятся естественной нормой отношений, когда неисполнение своих обязанностей представляет собой редчайшее исключение;
- что в любом сообществе, в котором чувство ответственности является главным выражением человеческого достоинства и доброты, соблюдение прав человека входит в обычай, что благотворно сказывается на социальной самореализации личности;
- что народы Объединенных Наций должны увидеть в этой Декларации их веру в фундаментальные человеческие принципы, в достоинство и ценность социально ответственных личностей, способных обеспечить лучшие стандарты жизни для себя и для других;
- что Организация Объединенных Наций имеет достаточный авторитет в мире, чтобы достигнуть успеха в достижении общего уважения у людей к соблюдению обязанностей и исполнению взятых ответственностей;
- что Всеобщая Декларация Прав Человека, принятая главами государств 60 лет назад, продемонстрировала значение подобной Декларации как общечеловеческого документа для всего мира, для лучшей жизни людей;
- что государственный уровень ответственности, будучи рекомендован государствами – членами ООН как руководящий принцип в мире, станет существенным фактором в развитии дружественных отношений между народами;
- что в какой-то степени пренебрежение и презрение к правам человека, приводящие к варварским актам, возмущающим совесть человечества, объясняются тем обстоятельством, что взаимные обязанности людей друг перед другом не были предметом озабоченности мировой общественности, не были прописаны в международном документе ранга Всеобщей Декларации и не вошли в общественное сознание;
- что понимание всеобщее характера ответственности на всех уровнях имеет огромное значение для судеб мира,
Генеральная Ассамблея
провозглашает настоящую ВСЕОБЩУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства, с тем, чтобы повысить в мире качество жизни, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать в своих странах распространению в обществе уважения к ответственным людям, всеобщему и эффективному признанию чувства ответственности как одного из высших приобретений человеческой личности.
Статья 1.
Новым в человеческой истории стало то, что право на жизнь, декларировавшееся Всеобщей Декларацией Прав Человека как важнейшее из прав ВДПЧ («Каждый человек имеет право на жизнь…»), может перестать быть таким правом для всего человеческого рода. Именно поэтому чувство ответственности планетарного масштаба, или Чувство Планетарной Ответственности, -- вот то, что должно стать новым, определяющим фактором человеческого поведения.
Статья 2.
1. Идея планетарной ответственности, соотносимая с правами и обязанностями, должна получить распространение среди людей не только потому, что она является необходимым условием для минимизации и преодоления многочисленных угроз, нависающих над человечеством, но еще и потому, что она способна стать идеей, работающей на объединение и умиротворение человечества.
2. Человек, осознавший свою планетарную ответственность, соотнося себя с судьбами мира, вырастает как личность, выходит в новое пространство мысли, приобретает большую психологическую устойчивость/
Статья 3.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. В обществе социально ответственных личностей соблюдаются права человека, а человек имеет полную возможность для личностного самовыражения.
2. Люди имеют право выбрать и принять, соотнося со своими способностями и возможностями, какие виды/уровни ответственности/обязанности для них наиболее приемлемы, с тем, чтобы лучше им соответствовать, чтобы не заработать репутацию безответственных людей.
Статья 4.
1. Ответственность кого бы то ни было по отношению к другим не должна позволять одним держать других в рабстве; рабство и торговля людьми должны быть запрещены во всех формах как находящиеся в противоречии, с одной стороны, с правами человека, с другой – его ответственностью перед другими людьми.
2. Ответственность одних людей перед другими не должна позволять им пытки или жестокое, негуманное обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство -- даже достоинство тех, кто это унижение допускает.
Статья 5.
Государственные и муниципальные органы, признавая право каждого на правосубъектность, должны признавать и законность гражданских исков каждого в случаях безответственности, проявленной работниками этих органов.
Статья 6.
Судебные органы, возбуждая дело, несут особую ответственность за то, чтобы сделать все возможное в рамках закона для обеспечения равных прав оказавшихся перед судом: судить их без дискриминации, предоставлять равную защиту перед законом. Никто в порядке судебного расследования не может быть подвергнут необоснованному аресту, задержанию или высылке.
Статья 7.
Семья, как естественная и фундаментальная ячейка общества, становится надежной и устойчивой, когда поддерживается ответственностью родителей друг перед другом и перед детьми, ответственностью детей за благополучие своих престарелых родителей. В свою очередь, от государственных чиновников, менее обремененных семейными проблемами, можно ожидать большей служебной ответственности.
Статья 8.
1. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций должно поддерживаться ответственностью тех, кто стал во главе их или собирается стать.
2. Высокая ответственность должна быть характерна для политиков, как стремящихся участвовать в управлении страной, так и тех, кто уже находится во власти.
Статья 9.
Педагог любого уровня обучения, от детского сада до высшей школы, давая знания своим воспитанникам, ученикам или студентам, формируя у них способности мыслить, не должен забывать также о свой ответственности воспитывать социально ответственных личностей, тех, что вскоре войдут во взрослую жизнь.
Статья 10.
Ответственность планетарного масштаба касается больше всего тех, кто имеет рычаги влияния на судьбы многих людей:
1. Глав государств, политиков, военных:
Планетарная ответственность исключает постановку и разрешение эгоистических и национально-эгоистических целей и задач, особенно тех, которые допускают военные методы их разрешения; цели, задачи и действия должны соотноситься с общечеловеческими интересами и цивилизационной безопасностью.
2. Интеллектуалов, аналитиков, методологов, других работников умственного труда:
Осознавая свою ответственность перед людьми живущими и будущими поколениями, они будут работать над созданием Стратегии безопасного, устойчивого развития человечества в гармоническом симбиозе с Природой как над своим общим, самым значительным делом, притом не терпящим отлагательства, и обеспечивать далее научно-организационно-техническое сопровождение этой Стратегии. Для этого им придется преодолеть свою разобщенность (частично объясняемую преимущественно индивидуальным характером творческого процесса), разработать эффективные регламенты коллективного разрешения проблем, участвовать в разработке новой образовательной стратегии, имеющей целью обучение творчеству в различных сферах, как образу жизни.
3. Работников сферы образования:
Их ответственность особенно трудно исполнима: ведь им придется дать воспитанникам, ученикам и студентам в каком-то смысле больше, чем они сами имеют. Используя достижения наук о человеке и поняв суть недостаточности его менталитета, не справляющегося с глобальными проблемами, им предстоит разработать методологию и методики обучения 3-го тысячелетия, адекватные вызовам цивилизации и открывающие человечеству перспективы прогрессивного развития.
4. Экологов, биологов, работников сферы материального производства:
Стремление людей к лучшей жизни, т.е., в частности, и к более высокому уровню потребления, входит в противоречие с возможностями Природы усваивать и перерабатывать отходы. Экологический императив требует как текущих конкретных действий по ликвидации локальных последствий, так и неотложной организации всепланетного экологического мониторинга, выверенной и корректируемой по ситуации Стратегии Коэволюции Человечества и Природы, которая, будучи доведенной производственникам и органам надзора до конкретных требований экологического императива, очертила бы их сферы ответственности.
5. Деятелей литературы и искусства:
В тревожных условиях, когда стоит вопрос «быть или не быть», бездумное, чисто развлекательные литература и искусство, особенно если в них находится место эстетике безобразного и пошлого, становятся чем-то вроде проявлений безответственности его творцов, продюсеров и инвесторов. Адекватная, выверенная ценностная ориентация деятелей искусства, с учетом их планетарной ответственности, может помочь им создавать художественные произведения, способные оказывать мощное воздействие на моральный климат общества.
6. Тех, кто работает с информацией и ее научно-техническим обеспечением:
Проблемы общечеловеческого масштаба требуют адекватного информационного обслуживания, с научным и программно-техническим обеспечением. Такими представляются, например всемирный форум «К счастливой жизни на Земле» или форум-ресурс для проведения экспресс-референдумов по общечеловеческим проблемам в фиксированное время во всех странах мира.
Работники СМИ и рекламы, как имеющие наиболее массовое воздействие на общество, должны выработать в себе чувство ответственности за чистоту межчеловеческого пространства, что имеет непосредственное отношение и к моральному климату общества.
Д-р В.Н.Третьяков,
Представитель МАИТ в Департаменте Общественной Информации ООН.
|