Institute of Intellectual Technologies  

Институт интеллектуальных технологий


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ;
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Классификация юмористических приемов
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому

 

 

 

Трактат о психозоиках с планеты Земля/
Автор -- академик МАИТ ТРЕТЬЯКОВ В.Н. – 15 п.л.


Автор, освоивший более десятка интеллектуальных профессий, поставил перед собой задачу – рассказать о человеке и его психическом складе, не повторяя «зады». Человек на фоне земной жизни (и – иногда, намеком, на фоне инопланетной) настолько интересный объект для изучения и осмысливания, что противоестественно было укладывать себя в какие-то рамки, которые нельзя переступать. К тому же сама многообразная картина жизни потребовала очень разных красок для своего описания. Вот почему в «Трактате» есть главки в стиле свободной («открытой») лекции, фрагменты прозы (своей и – изредка – чужой), воображаемые научные диспуты, критический разбор публикаций, пародии на научные работы, разноязыкая афористика, советы новаторам и экспертам (не слишком серьезные), как-бы-школьное сочинение и многое другое.
Лейтмотив книги -- «зона» человеческого творчества гораздо шире, чем принято считать, и творчески можно подойти к таким вещам, на которые обычно с такой точки зрения не смотрят. (*)
Автор, физик по образованию и «лирик» по склонностям, привнес в «Трактат» следующие научные новации:
>провел мысль, что видовое качество человека – творческая одаренность – может и должно стать мощным системообразующим фактором образования;
>предложил систему из 5 темпераментов, органически учитывающую творческую инициативу нервной системы человека, дающую новую основу для классификации психологических типов творчества;
>выдвинул и обосновал концепцию противодействия старению, включающую идею «омоложения творчеством»;
>показал несостоятельность определения творчества, которое (определение) было нормативным в советские времена долгие десятилетия и до сих пор не было дезавуировано;
>выяснил связь проявлений юмора человека с особенностями его эволюции;
>показал, что в любом классе общеобразовательной школы у учителя и учеников может быть воссоздан постоянный «повод» для творческих дел;
>обосновал вывод об эффективности использования понятий «интересной ошибки», «сознательной ошибки» в педагогическом процессе;
>представил комплект педагогических принципов обучения, согласованных с природой человека;
>сформулировал проблему развития панорамного мышления как фактора выживания человеческой цивилизации, способного радикально повысить качество интеллектуальной жизни людей;
>обосновал положение о профилактике преступлений, совершаемых в состоянии аффекта, которая может быть достигнута педагогическими средствами;
>сформулировал проблему «заточки» языка -- инструмента человеческого мышления, -- «затупленного» некритическим использованием.
«Трактат» задуман в расчете на студентов гуманитарных (и не только) вузов, учащихся лицеев и гимназий. Но интерес к новым, не известным ранее сторонам человеческой природы может привлечь внимание к нему и массового читателя.
Желая приблизить заочную беседу с читателем к диалогу, автор хотел бы иметь в изданной книжке расширенные поля. Это дало бы возможность посмотреть на текст отстраненно-критическим взглядом, задать вопрос, призвать читателя к чему-то, поместить лаконичные этимологические и другие пояснения, взамен подстрочных (и тем более в конце глав или в конце книги) пояснений, гораздо более разрывающих восприятие читающего.
Примечание. 7 из 9 глав рукописи книжки подготовлены по гранту Белорусского фонда Сороса, в те времена (начала 90-х гг.), когда этот фонд в Беларуси еще присутствовал. Поэтому, если дело дойдет до публикации «Трактата», автор хотел бы выполнить свое моральное обязательство перед БФС, выразив ему свою благодарность.

(*) Творческий подход проявился, например, в эпиграфах, где «сквозным» автором проходит некто Козьма Прутков-правнук. На самом деле автор «Трактата» тут выступил в оригинальном жанре скрытого самоцитирования, поскольку его высказывания взяты из моей вполне подготовленной к печати книжной рукописи «Пробирная Ума Палатка, или Новые плоды раздумья Козьмы Пруткова».

Содержание
книги В.Н.Третьякова
«Трактат о психозоиках с планеты Земля»

Предисловие
I. МИЛЛИАРДОЛЕТНИЙ КОНТИНУУМ ЖИЗНИ
II. ЭСКИЗНЫЙ ПОРТРЕТ ПСИХОЗОИКА С ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
III. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
IV. ЛОГИКА ЗЕМНОГО МИРА
V. О ЗЕМНОЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАУКЕ
VI. «СПОСОБНОСТЬ» ОШИБАТЬСЯ – В КАВЫЧКАХ И БЕЗ
VII. ПЕДАГОГИКА, ЭФФЕКТИВНАЯ ПО ВЫСШЕМУ КРИТЕРИЮ
VIII. ИНТЕЛЛЕКТ В РАЗВИТИИ
IX. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ЮМОРА
Послесловие.

Публикации в связи с подготовкой "Трактата":

АУТСАЙДЕРАМ ЕВРОПЫ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАИВЫСШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, в сб.: Восточная Европа: политический и социокультурный выбор, Мн., 1994, с. 143—145.
ПЯТИПАЛЬЦЕВАЯ ТЕОРИЯ ТЕМПЕРАМЕНТОВ. – Химия и жизнь, 1986, № 12, с. 88—89.
ЭКСПРЕСС-МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. – Адукацыя i выхаванне, 1994, No. 4, с. 108—109.
КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, в сб.: Образование XXI века. Проблемы повышения квалификации работников образования (Труды международной конференции). – Минск, 1993, с. 60—61.
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СТАРЕНИЮ. -- Интеллектуальная собственность в Беларуси, 2000, № 2, с.51—56.
ВДОХНОВЕНИЕ ПО ЗАКАЗУ. -- Адукацыя i выхаванне, 1994, No. 11, с. 80—82.
ДИСКОМФОРТНО, ЗАТО ХОРОШИЙ ПРОГНОЗ. – Гравитон (Калининград), 2001.
О ВОЗМОЖНОМ МЕХАНИЗМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СНА И ЕГО ПРАКТИКЕ, в сб.: Психическая саморегуляция (под редакцией проф. А.С.Ромена), М., 1983, с. 144—147. (Труды Всесоюзной конференции по психической саморегуляции в г. Алма-Ата, 1976).
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ. – Наука i суспiльство (Киев), 1989, No 12.
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЙНОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА НАУКИ. -- В сб.: Нетрадиционные идеи о Природе и ее явлениях (Труды Всесоюзной конференции). -- Гомель, 1990, т. 1, с. 3—9.
АКАДЕМИЯ НАУК ИЛИ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ? -- Белорусская газета, 1997, 17.11.
ЭТА ПАРАДОКСАЛЬНАЯ НОВИЗНА, ИЛИ НА ПУТИ К БАНКАМ ИДЕЙ. – Мн., «Университетское», 1989.
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ АНТРОПОЛОГИИ. ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ? – Навiны АН Беларусi, 1994.
Я ПОНЯТНО ГОВОРЮ? (Фантастический рассказ—аллегория). – Химия и жизнь, 1983, № 6, с.90—92.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ: УЗКОУМИЕ. – Сталiца, 1995, 20.01.
УРОК, ИНТЕРЕСНЕЕ МУЛЬТИКА ИЛИ БОЕВИКА. – Настаунiцкая газета, 1994, 17.09.
ЧТОБЫ УМСТВЕННАЯ ПИЩА ХОРОШО ПЕРЕВАРИВАЛАСЬ, ОНА ДОЛЖНА ПОГЛОЩАТЬСЯ С АППЕТИТОМ. – Добры вечар, 1994, 23.02.
КУДА ДЕВАЕТСЯ ОДАРЕННОСТЬ? – Гравитон, 1997, №. 3, с. 9.
СОВЕТЫ ОСЕНЕННОМУ ИДЕЕЙ. – Химия и жизнь, 1984, № 6.
ВИТАМИН ОТ СТАРОСТИ. – Гравитон, 2000, № 1, с. 8—9; Новая школа, 2000, № 4, с. 4;
КАК У ВАС С ИДЕЯМИ? – Химия и жизнь, 1986, № 9, с. 66—69.
СНИТСЯ ЛИ НАМ БУДУЩЕЕ? -- Знамя юности, 1996, 19.02, с. 3.
А НЕ ПРИСЛУШАТЬСЯ ЛИ НАМ К РЕКОМЕНДАЦИЯМ ПРИРОДЫ? – Гравитон, 1997, № 1.
НОВОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ (рец. на кн.: Thomas Stewart. The Intellectual Capital, 1997, в рус.перев. -- Богатство от ума, «Парадокс», 1998). – Белорусская деловая газета, 1998, 1.06, с. 24.
Я ВЫНЕСУ ЭТО СТОЙКО, или ЧИСТАЯ МОНЕТА (юмористический рассказ-притча). – Гравитон, 2003, № 1 (в печати).
О НАУЧНОМ ИНАКОМЫСЛИИ. – Знамя юности, 1990, 7.09, с. 3.
КОМУ ОН НУЖЕН, ЭТОТ НАУЧНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ? -- Навiны АНБ, 1994, 7.10, с. 2.
НАУКА ПРИ ВЛАСТИ, или КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ЯМЫ В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ. – Знамя юности, 1994.
РЕАЛЬНЫЙ БИЛИНГВИЗМ: И ЯЗЫК, И МОВА. – Белорусская неделя (БелаПАН), 2000.
КОСМОСТРАХ (научно-фантастический рассказ). – Парус, 1990, № 7 (есть верстка из № 7 журнала, не вышедшего из печати).
В ПОИСКАХ ПЯТОГО УГЛА, ИЛИ КАК СТАТЬ ХРОНИЧЕСКИ ЗДОРОВЫМ. – Звязда, 2000, 17.05, с. 3.
КОГДА ЧУВСТВО ЮМОРА ОТКАЗЫВАЕТ. – Гравитон, 2003 (в печати).

Об авторе "Трактата"
«Кто есть кто. Деловой мир СНГ. 2002»

1. Третьяков Владимир Николаевич, Uladzimir M. Tratsiakou.
2. 17.07.37, с. Ивановский завод Борисоглебского р-на Ярославской обл., Россия.
3. Физик, редактор и журналист, аналитик, методолог и социальный проектировщик.
4. БГУ (1961).
5. Аспирант, младший научный сотрудник, старший инженер-конструктор Института физики АН БССР (1961—1971, 1978—1981); заведующий редакцией БелСЭ (1971—1978); старший научный сотрудник БПИ (1982—1991); зав. отделом межгосударственной газеты для деловых и творческих людей «Гравитон» (г. Калининград, 1991--1992), член ее редколлегии (с 1991 г.); зам. директора НТЦ «Одаренные дети» (Минск, 1992—1993); корреспондент газеты «Навiны АН Беларусi» (1993—1994). С 1994 г. в информационной компании БелаПАН: обозреватель (с 2001 г. – внештатный), в 1996—2000 – гл. редактор бюллетеня «Белорусское экономическое обозрение БелаПАН».
6. К.ф.-м.н. (1968). С 1998 г. член-корреспондент МАГ (Москва) и МАЭ (Минск). С 2001 г. доктор наук в области информационных технологий (философия), профессор и академик МАИТ. Грамота ВС БССР (1975). Лауреат научно-популярного журнала АН СССР «Химия и жизнь» (1984). Лауреат премии МАГ (2001).
7. Вице-президент РОО «Белорусский интеллектуальный ресурс» (1992—1999). С 2001 г. – директор-организатор Института интеллектуальных технологий «ИнтелТех» при МАИТ. С 2001 г. – член Белорусского союза предпринимателей. С 2002 г. -- член Ротари клуба «Минск-Сити».
Разработал социальные проекты: «Беларусь -- интеллектуальная республика»; «Стратегия прогрессивного развития белорусского языка»; «Холодовая профилактика раковых заболеваний»; «Банки педагогических идей – в классе и школе»; «Социо-биологически обоснованные методики обучения»; «Учебно-творческий центр развития одаренности»; «Система госрегистрации идей и гипотез» (на базе ее Госкомизобретений СССР провел в 1987 г. в Москве, Минске и Ленинграде соответствующий эксперимент); «Творческое раскрепощение Национальной академии наук для использования ее нереализованных преимуществ как многодисциплинарной организации»; всемирный web-проект «Счастливый человек на планете Земля» (под эгидой ООН и ЮНЕСКО).
8. Поставил проблему «земного» субъективизма научных понятий как общенаучную проблему. Предложил натурфилософский принцип врожденной толерантности в живой и неживой природе. Обосновал новое понимание физического закона как обобщенного толерантного отображения. Заложил основы теории универсальных алгебр с отношениями внешней и внутренней (врожденной) толерантности. Разработал концепцию противодействия старению. Предложил принципы педагогики наивысшей эффективности, способной возрождать утраченную одаренность. Автор социального изобретения – банк научных идей (см. книгу «Эта парадоксальная новизна, или На пути к банкам идей» (Минск, 1989). Автор более 200 научных работ, более 300 научно-популярных и литературно-художественных произведений. Разработал интеллектуальные технологии: рекомендации по повышению умственной активности («вдохновенье по заказу»); экспресс-метод изучения иностранных языков до уровня «чтение без словаря»; концепцию развития панорамного мышления.
9. 220030, Республика Беларусь, Минск, просп. Фр. Скорины, 22, кв. 60, тел. (017) 227-46-03, e-mail Vlad-Tretyakov@yandex.ru.


 


 

 

 

 

   
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz