В ЗАПАСНИКАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ИДЕЙ


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ТРЕТЬЯКОВ-СКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Наиболее значащие материалы сайта:

Основные несущие конструкции ИнтелТеха
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Заблуждения цивилизации, их выявление и исправление
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомедациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего – Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Классификация юмористических приемов
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
• Обсуждение общебиологического принципа толерантности
• Обобщенный принцип толерантности
• О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

   

Социология
Гипотеза:
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОЗВОЛЯЕТ ОБОСНОВАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
19.—20.06.1993

Рекомендации Природы, при выводе которых использовался общебиологический принцип толерантности (ПТ), могут быть распространены также и на перспективную задачу формирования социального интеллекта как аналитически-прогностически-управляюещего информационного центра общества, главного элемента общественно-государственной структуры.

ПТ – «Природа дает жизни допуск» -- предполагает разнообразие характеристик и свойств живого. Чем ближе к хаосу, тем дальше от жизни, тем слабее ее проявления. Процесс цефализации у животных, результатом которого стало появление головного мозга, соответствует ПТ как системообразующей тенденции жизни к повышению разнообразия. Аналогия организм – социальный организм, мозг – социальный мозг, в комбинации с ПТ, приводят к социальной цефализации как неизбежной тенденции общественного (общественно-государственного) развития. Т.е. построение социотехнической системы под названием СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ освящено рекомендацией Природы.
В дополнение к этому выводу и к его обоснованию: Во времена до антропогена ответом на усложняющиеся обстоятельства жизни (появление новых видов, усложнение взаимоотношений в парах хищник – жертва, усиление внутри- и межвидовой борьбы за выживание) стал процесс цефализации животных, т.е. формирования у них головного мозга. Применение ПТ, рассматриваемого во времени, с учетом повышения в процессе эволюции биотического и абиотического разнообразия, приводит к тому же выводу, что делает более оправданной сформулированную гипотезу применительно к обществу и государству. Тем более, что на новом уровне в отношениях между социумами проявляются аналоги тех же усложняющихся обстоятельств жизни: появление новых государств, усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта и за сферы влияния, общее усложнение условий существования, особенно информационное усложнение. Откликом на это может стать лишь социальный мозг, который, благодаря компьютерным сетям, может быть создан как структура, приближающаяся по сложности к управляемой системе – остальной части общества.

P.S. 26.01.2005
Цефализация оказалась гениальным изобретением Природы, повысившим шансы видов на выживание. Но до сих пор человеческая цивилизация игнорировала эту глобальную эволюционную тенденцию -- обходилась без специальной структуры, соответсвующей представлениям о социальном интеллекте планеты. Возможно, какие-то его функции взял бы на себя Всепланетный НИИ интеллектуальных ресурсов, описание которого здесь предлагается.

P.S. 2.01.2007. Термин «социальный интеллект» (СИ) уже использовался раньше. В 1920 г. Э.Торндайк определил СИ как способность человека понимать и предсказывать поведение других людей в различных жизненных ситуациях. В определении Дж.Гилфорда (1967 г.) СИ – это система интеллектуальных способностей, которые прежде всего связаны с познанием информации о поведении людей, что позволяет, например, по мимике и жестам судить о том, что человек думает.

Таким образом, в «игру понятий» как конкурирующее входит определение СИ, данное в начале 1990-х гг. учредителями Белорусского интеллектуального ресурса (БелИР):

Социальный интеллект – это социотехническая система, создаваемая для мониторинга социальных проблем и их разрешения с учетом общественного мнения с целью эффективизации общественно-государственного управления.

Социопсихологическое понимание СИ Торндайка—Гилмора, несомненно, имеет смысл, но не меньшие, а, пожалуй, большие основания имеются и для БелИРовского понимания, поскольку в рамках сопоставления организм – социальный организм индивидуальному интеллекту в перспективе может (и должен) соответствовать такой социальный орган, как СИ.

В дополнение --

Данте о потенциале разума

«Существует некое действие, свойственное человечеству в целом, в соответствии с которым упорядочивается великое множество людей во всей своей совокупности, и этого действия не может совершить ни отдельный человек, ни семья, ни селение, ни город, ни то или иное королевство… Итак, специфическим свойством человека является не само бытие как таковое, ведь этому последнему причастны и элементы; и не тот или иной состав, потому что он обнаруживается и в минералах; и не одушевленность, потому что она есть и в растениях; и не способность представления, потому что ею наделены и животные; таковой является лишь способность представления через посредство «возможного интеллекта»; последняя черта не присуща ничему, отличному от человека, -- ни стоящему выше, ни стоящему ниже его. Ведь хотя и существуют иные сущности, причастные интеллекту, однако их интеллект не есть такой же «возможный интеллект», какой имеется у человека… Отсюда ясно, что последняя черта потенции самой человеческой природы есть потенция или способность интеллектуальная. И так как эта потенция не может быть целиком и сразу переведена в действие в одном человеке или в одном из… сообществ, необходимо, чтобы в человеческом роде существовало множество возникающих сил, посредством которых претворялась бы в действие вся эта потенция целиком, -- подобно тому как должно существовать множество возникающих вещей, дабы всегда была в творческом акте потенциальная сила первой материи; иначе потенция могла бы существовать обособленно, что невозможно… Интеллектуальная потенция… обращена не только ко всеобщим формам или видам, но, распространяясь, охватывает формы частные… Размышляющий интеллект путем своего расширения становится интеллектом практическим, целью которого является действие и созидание… Дело, свойственное всему человеческому роду, взятому в целом, переводить всегда в акт всю потенцию «возможного интеллекта», прежде всего ради познания, и, во-вторых, расширяя область познания, применять его на практике».

Из кн.: Данте А. Малые произведения. М., 1968, с. 307—308.





 

     

Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz