Педагогика
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБОЮДОИНТЕРЕСНЫМ
26.06.1993
Это значит,
что стимулы к обучению должны быть и у преподавателя. Это так и будет,
если обучающий поймет, что у обучаемых тоже кое-чему можно научиться.
Такая сфера проявлений ума, в которой ребята могут превзойти учителя
(по крайней мере сообща, всем классом) – есть: это генерация
неожиданных идей.
Даже если учитель не включится в ними соревнование, он, поощряя их идейную
продуктивность, будет удовлетворять свою внутреннюю, глубинную, внутренне
присущую потребность, которую можно назвать гностической.
Каждая идея, тем более неожиданная, врываясь в человеческое сознание,
производит сильное активизирующее действие на установившиеся представления.
Может начаться отторжение нахальной гостьи, эмоциональный протест, критические
оценки, сопоставление со своими представлениями, корректировка идеи
до уровня, приемлемого оценивающему, встраивание ее в новые понятийные
рамки. Сильная радикальная идея способна дать столь сильные стимулы
для обновления личности, как новая работа, весна, влюбленность.
Есть определение старения как засорения каналов информации.
А из-за чего засорение? Из-за скудости информационных потоков прежде
всего. Так что средство против старения – это почаще сталкиваться с
радикальными, сногсшибательными идеями.
Разворошив ребячий муравейник, открыв им радость творческой инициативы,
фантазирования, учитель сам удовлетворять на уроках свою гностическую
потребность, ему не надо будет актерствовать и «изображать интерес».
Понятно, что в полной мере можно последовать такой рекомендации лишь
в рамках внешкольного учреждения; но, по-видимому, и в стенах школы
тоже кое-что можно для обновления интереса к педагогике как профессии
сделать. Хотя бы во внеклассные часы.