То ли еще будет,
или Урок в сельской школе
-- Ребята,
-- сказала Нина Дмитриевна, -- сегодня опять сидим на повторении. Все
из-за вас. А ведь впереди столько нового, интересного, над чем бы вы
с удовольствием поломали головы. У некоторых товарищей еще явно не хватает
ответственного отношения. Вот ты, Федя, в прошлый раз в дифференциалах
дуги путался. А Маня на позапрошлом уроке в трех кривизнах заблудилась,
нормальную с гауссовой спутала... Вижу, вижу твою модель поверхности,
постаралась. Давай-ка я ее всем покажу на стереопроекторе. Все видят,
что кривизны заметно отличаются? Все видят и понимают. Значит, можно
идти дальше. Устрою я вам, пожалуй, КВН по дифгеометрии.
... Второе звено – первое место, третье – второе, а какое заняло первое
– называть не будем. Все, моментально успокоились, сейчас фокус посмотрим...
Ну, публика, как фокус – так сразу ушки навострили! Какие же вы еще
молодые!.. Ладно, смотрите. Шурик, иди к экрану, запиши простенький
интеграл... Обратите внимание – ни на верхнем, ни на нижнем пределах
расходимостей нет, внутренность области интегрирования – тоже без особенностей.
Все вроде бы в порядке. Сам фокус мы Людочке доверим. Сделай вот такую
замену переменных: фи от тэ равняется... Интеграл определенный, у него
значение есть. Что у тебя получилось? Нуль получился! Вот так фокус!
Коля хочет что-то сказать... Так ты считаешь, что все дело в немонотонности
функции фи? Другие мнения есть? Какие же вы бываете молодцы!
... Ну вот, ребятки, урок наш кончается. Хочу вас... поагитировать,
что ли. Обидно ведь: впереди столько интересных тем, а мы как слоны
на месте топчемся... Ну конечно, чтобы моя публика да на слонов не отреагировала.
Слонов вы замечаете, а своего отставания от программы в упор не видите.
Напоминаю: завтра с опозданием на сутки начинаем новую тему «Алгебраические
свойства расслоенных пространств». Урок проведем в форме коллоквиума:
докладчик, два содокладчика, три рецензента и один оппонент. Фамилии
выступающих вы знаете, список уж неделю висит. Остальные активно слушают,
задают вопросы и отвечают на них, если докладчики путаются. В общем,
товарищи, нам явно не достает сосредоточенности, а отвлекаемости у нас,
наоборот, больше чем надо. А ведь вы не трехлетки какие-нибудь, у каждого
4—5 лет жизни за спиной. А Коля так совсем солидный 6-летний товарищ
по учебе. О, пожалуйста, к вопросу об отвлекаемости: Маня под партой
в куколки играет. А Петя – так вообще молодец: ботинок шнурком к пуговице
привязал. Как на переменке бегать-то будешь?.. Звонок уже. С этими 20-минутными
уроками ничего не успеваешь. Сейчас, кто хочет, подходите, интересную
задачку покажу...
(Фантакрим-MEGA,
1988).