Institute of Intellectual Technologies


ЗАПАСНИКИ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ИДЕЙ



Страницы сайта:


ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
3 императива выживания
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Как противодействовать старению
Профилактика раковых заболеваний
К рекомендациям Природы стоит прислушаться
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Дело для ООН
Институт Будущего Всепланетный вэб-НИИ интеллектуальных ресурсов
Обращение к Почетным гостям ИнтелТеха
Инструмент мысли нуждается в заточке
Механизм юмора, сформировавшийся за миллионы лет
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный лексический инфобанк



Социология

Доводы за перенос Общебиологического Принципа Толерантности в социальную сферу

15.09.1994,
с дополнениями 3.06.2007

Приведенные ниже рассуждения можно считать обоснованием для законности использования принципа толерантности (ПТ) при выработке рекомендаций Природы, относящихся к человеческому сообществу.

1. Показано, что ПТ -- «Природа дает жизни допуск» -- является общебиологическим принципом; следовательно, ПТ относится и к социальным животным -- от муравьев и пчел до птиц, рыб и человекообразных обезьян. Социальное животное -- человек -- в этом же ряду.

2. Толерантность-допуск, или внутривидовое разнообразие в человеческом сообществе, особенно велика, поскольку, в отличие от существования в дикой природе, в окружении цивилизации, благодаря здравоохранению и защитной социальной политике, Homo sapiens получил защитную оболочку, внутри которой шанс продолжения жизни дается даже безнадежным больным и престарелым.

3. Понятие толерантности в социальной сфере приобретает к тому же специфическое содержание -- как терпимость к различиям в проявлениях общественной жизни, в т.ч. к иным взглядам, обычаям, верованиям, представлениям, социальным структурам, политическим процессам, общественным и политическим фигурантам. При этом, что очень важно, толерантность-терпимость тоже может быть интерпретирована как толерантность-допуск, поскольку интуитивно представление о широте и узости взглядов человека или социальной группы (в т.ч. этноса) на каждое из проявлений общественной жизни хорошо согласуется с "интервальным" характером толерантности-допуска. Это означает отказ от использования распространенных эпитетов "толерантный/нетолерантный" применительно к отдельному человеку или этносу -- в пользу более общего подхода, где толерантности различаются по широте. Ведь "нетолерантного" человека более правильно называть узкотолерантным, поскольку он, проявляя нетерпимость во многом, по крайней мере толерантен к себе (отождествляет себя с самим собой, меняясь во времени), а также к близким по крови или по образу мыслей.

4. В рамках аналогии «организм -- социум (социальный организм)» обоснованные выводы с использованием ПТ можно делать в отношении совокупности социумов.

5. Однако организм, как совокупность органов или совокупность клеток, также подпадает под действие ПТ -- в силу широкого допуска по геометрическим, функциональным, биохимическим и др. параметрам в пределах каждой из совокупностей. Это значит, что рекомендации ПТ могут распространяться также и на отдельные «органы» социального организма, напр., на систему образования или науку.

6. Рекомендации Природы, основанные на принципе толерантности, были бы особенно убедительными, если бы удалось ввести численный критерий, разграничивающий допустимые и недопустимые толерантности.
Поскольку одно из значений слова толерантность -- допуск, то может показаться, что первое понятие -- допустимая толерантность -- некорректно из-за тавтологичности, а второе -- недопустимая толерантность -- из-за самопротиворечивости. Однако в русском языке толерантность в смысле допуска в технических устройствах не используется, а в самом международном языке -- английском -- даже и следа тавтологичности/самопротиворечивости пары понятий не возникает. В самом деле: admissible/unadmissible tolerances. Ввиду всего сказанного названную пару понятий можно считать корректной, тем более что ее синонимами в социальных науках могут считаться допустимое и недопустимое разнообразия.

7. Дихотомического разделения толерантности общественной жизни, однако, не хватит, чтобы адекватно ее отображать, поскольку толерантность недопустимая вбирает в себя контрарные представления. Так, в тоталитарном государстве общественная жизнь характеризуется жесткой толерантностью (жесткой регламентацией), в анархическом, охлократическом или безвластном (двоевластном) -- мягкой толерантностью (вседозволенностью). Т.е. для характеризации общественной жизни нужна триада:
узкая толерантность -- допустимая толерантность -- широкая толерантность.

8. Если иметь в виду, что названная триада может быть применена к любому из проявлений общественной жизни, то естественно ввести также понятия согласования и рассогласования толерантностей -- именно потому, что допустимость той или иной толерантности-допуска не абсолютна и может перейти в свою противоположность. Например, если в т.наз. обществе потребления, при достаточно широкой свободе выбора потребительских благ для большинства населения, узкая толерантность в области политических свобод (ограничения на создание политических партий, жесткая регламентация их деятельности) может все-таки оказаться допустимой, то в других обществах, столь высокого потребительского статуса не достигших, подобная политическая толерантность может оказаться уже недопустимой, вызывающей массовые протесты. Стоит отметить, что вывод о допустимости/недопустимости такой жизни в большинстве государств, по-видимому, делается путем сопоставления не со странами-соседями или странами-лидерами, а со своей же страной -- какова она сейчас и как было раньше.

9. Если абсолютизировать последний способ оценки размера толерантности обществом и его социальными группами, то по аналогии с математической интерпретацией толерантных алгебр на нетрадиционном носителе, использовавшейся для "проверки" гипотезы В.Н.Маслова о неопределенности в низших наследственных кодах как универсальной причине старения животных и растений, можно применить ее (интерпретацию) и для построения математической теории общественного развития при задании различных вариантов стартовых состояний (начальных условий). Приведенное в п. 8 замечание о неабсолютности отнесения толерантности к допустимой или недопустимой в рамках такой интерпретации предстает совершенно очевидным -- как проявление согласования или рассогласования системы общественных толерантностей.

10. Толерантностная*) теория общественного развития ждет своих вдумчивых создателей и исследователей. Она априори может внести в социологические науки значительное обновление, поскольку:
- благодаря применимости принципа толерантности к обществу позволяет получать новые, притом надежные и убеждающие выводы ("рекомендации Природы") для стратегии общественного развития и отдельных общественных структур;
- связывает устойчивое существование человеческого сообщества -- главную заботу ООН -- с согласованием общественных толерантностей;
- благодаря интервалам-допускам, позволяет использовать новый математический аппарат, в частности, интервальный анализ и (в модифицированном виде) теорию толерантных алгебр;
- социологические науки, разработав принципы и алгоритмы выхода из кризиса и невхождения в кризисное состояние для обществ с различными вариантами государственного устройства, приобрели бы гораздо большую востребованность и испытали бы приток свежих творческих сил.
---
*) Приходится использовать этот непривычный термин, поскольку прилагательное "толерантная" вызвало бы здесь не те ассоциации.

 

 













































































































ASR for you!

   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz