|
||
Наиболее значащие материалы сайта: • Криминальный диагноз: узкоумие
|
В.Н. Третьяков
Полагаю, что слова “Давайте помнить в эти трудные времена: В своем обращении в День Объединенных Наций 24 октября В названии Доклада Пан Ги-муна "Соединим наши усилия в трудные времена: Обеспечение лучшего будущего для всех”, в ее заключительной части, выражена проблема, бывшая предметом моего интереса в последнее десятилетие. И мысли, высказанные Генеральным Секретарем ООН, были стимулом высказать тезисно свои суждения по названной теме. * Без устойчивого развития безопасность цивилизации не обеспечена, и она обречена. * Мы живем с глобальными проблемами. Не разрешаемые в течение долгих десятилетий, они становятся все более угрожающими и приближающим катастрофы. Это более чем ясно свидетельствует о том, что способности человека глобально мыслить недостаточны. ** Хотя могучая цивилизация была создана благодаря человеческому Разуму, но современные люди отстают от нее с возрастанием ее сложности все больше и больше. Вот почему эволюционно обусловленное несовершенство человеческого разума является основным препятствием на пути к безопасному существованию. * Вывод из этого состоит в том, что рычаг системных изменений в цивилизации как системе должен быть приложен именно к Разуму Человека. * Антропология дает понять, что с появления Homo sapiens до наших дней отбор по уму имел меньшее значение, чем по физической силе, агрессивности и сексуальной привлекательности. Именно поэтому наши мозги с “каменных веков” сохранили “программы джунглей”, заставляющие нас быть агрессивными и конфликтными. * Первобытные люди (Hominidaes) получили эволюционное преимущество над другими высшими животными, как только они начали жить племенами и освоили социальное наследование знаний, навыков, умений и ноу-хау. * Социальное наследование знаний, навыков, умений и ноу-хау, находясь в распоряжении людей с их несовершенным умом, открывает им широкие перспективы преодолевать эволюционно обусловленную отсталость менталитета педагогическими средствами. * Есть основания быть оптимистом, поскольку границы, где кончаются способности человека учить и учиться, широки и постоянно расширяются. * Альберт Эйнштейн поддержал бы эту мысль о “смене мозгов”, так как он когда-то сказал: “Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, не могут быть решены на том же уровне мышления, на каком мы были, когда создавали их.” Нечего и говорить, что нет более значительных проблем, чем глобальные, особенно проблема продвижения к высшей ментальности. * Люди, благодаря реформированному образованию, оснащенные панорамным мышлением, имели бы больше возможностей различать добро и зло, разрабатывать свои моральные принципы. Другой великий человек, Фридрих Шиллер, помогает осознать это: “Просвещенный разум облагораживает моральные чувства; голова должна воспитывать сердце”. Можно предвидеть столь необходимое примирение между людьми в сообществах панорамно мыслящих. * Как ни парадоксально, именно из-за этого несовершенства наша цивилизация имеет огромные и мало осознаваемые ресурсы прогрессивного развития. Устойчивое развитие, объявленное как цель в 1992 г., не имеет серьезных перспектив, поскольку эти ресурсы не были задействованы и введены в действие. * ЮНЕСКО могла бы взять под свою опеку развитие панорамного мышления, что дало бы миру шанс выжить. Пилотные проекты в нескольких странах могли бы запустить этот процесс реформирования образования. * Интеллигенция, способная мыслить панорамно, имела бы больше шансов объединиться для решения глобальных проблем, имея в качестве цели создание глобального интеллектуального веб-ресурса. * Соответственно, приоритет школьного институтского/университетского образования должен быть замещен: не “учить знаниям”, а “учить и учиться развивать панорамное мышление ”. Это было бы обоснованно еще и потому, что мы живем в мире, перегруженном информацией, которую надо только научиться находить. * ООН/ЮНЕСКО, взяв патронаж над сменой приоритетов образования, в течение жизни нескольких десятилетий могли бы открыть широкую перспективу интеллектуального развития цивилизации. Я имею здесь в виду перспективу для науки и изобретательства подняться до идей недостижимой до сих пор общности и значимости. * Убежден, что именно интеллигенция могла бы посчитать своей миссией на протяжении жизни нескольких поколений разработать стратегию существования и развития человечества , стратегию, которая могла быминимизировать угрозы уничтожения и самоуничтожения цивилизации, будучи корректирована "по ходу жизни".* К настоящему времени в мире нет до сих пор такой структуры, нацеленной на выполнение столь фундаментально важной глобальной функции. * Многие люди восприняли призыв “Думай глобально, действуй локально” как руководство к действию. С трибун ООН этот призыв озвучивался неоднократно. ООН могла бы восполнить названную выше брешь, создав Комитет по цивилизационной безопасности как главное подразделение Совета Безопасности ООН. * Адекватным девизом Комитета по цивилизационной безопасности могло бы быть: “Думать глобально, подготавливая все для обеспечения цивилизационной безопасности”. * Именно таким могло бы быть выражение планетарной ответственности человека, которая, получив распространение в мире, могла бы существенно расширить пространство прав человека, дать им более реальное обеспечение.* Таким образом, мой ответ на вопрос: “Могут ли действия граждан спасти мир?” таков: да, если ООН поможет взяв на себя организаторские функции управлять этим процессом, ведущим к лучшему будущему, где будет реализовано право быть обученным /научиться мыслить панорамно, -- т.е. более широко, творчески, системно, фантазийно, неожиданно, изобретательно, парадоксально. Что же касается меня, одного из граждан гражданского действия, то я в конце октября 2010 г. создал Общедоступную Школу Панорамного Мышления на веб-ресурсе wiser.org, с тем, чтобы в течение года представить дюжину лекций по панорамному мышлению и его развитию, обсуждать их, управлять процессом обучения и самообучения, используя методы известные и ad hoc разработанные. * * *Изложенное выше представляет собой набросок плана по “построению более сильной ООН ради лучшего мира”, включающего, как, надеюсь, можно видеть, и “свежее мышление, свежие подходы”.
|
|
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной
собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом
использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
|