Institute of Intellectual Technologies  


ВТОРОЙ ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАНИЯ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Панорамное мышление как понятие
Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
Секрет юмора из глубин эволюции
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
Ментальные жуки: эволюционный аспект
Соавторствуя с Вольтером
Рекомендации Природы международным институциям
Все человечество может оказаться в дураках
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Не исключено, что вы -- аквиник
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
О творчестве по-новому
Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять

 

 


Комментарий к трем высказываниям
д-ра Пан Ги-муна 

В.Н. Третьяков

Полагаю, что слова “Давайте помнить в эти трудные времена:
люди нас проверяют” могут быть высказаны теми совестливыми
людьми, для которых существенно не дать поводов живущим после
нас упрекнуть: “Они могли бы сделать это, но они этого не
сделали”.

В своем обращении в День Объединенных Наций 24 октября
2010 г. глава ООН выразил благодарность тем, кто помогает ООН
"исполнять ее глобальную миссию". Мне бы хотелось, как
Представителю "МАИТ" при ДОИ/ООН, быть одним из тех, кто
способствует этому, причем больше, чем удавалось делать
прежде. Вот почему я берусь позитивным и конструктивным
образом ответить на обсуждавшийся вопрос "Могут ли действия
граждан спасти мир?".

В названии Доклада Пан Ги-муна "Соединим наши усилия в трудные времена: Обеспечение лучшего будущего для всех”, в ее заключительной части, выражена проблема, бывшая предметом моего интереса в последнее десятилетие. И мысли, высказанные Генеральным Секретарем ООН, были стимулом высказать тезисно свои суждения по названной теме.

* Без устойчивого развития безопасность цивилизации не обеспечена, и она обречена.

* Мы живем с глобальными проблемами. Не разрешаемые в течение долгих десятилетий, они становятся все более угрожающими и приближающим катастрофы. Это более чем ясно свидетельствует о том, что способности человека глобально мыслить недостаточны.

** Хотя могучая цивилизация была создана благодаря человеческому Разуму, но современные люди отстают от нее с возрастанием ее сложности все больше и больше. Вот почему эволюционно обусловленное несовершенство человеческого разума является основным препятствием на пути к безопасному существованию.

* Вывод из этого состоит в том, что рычаг системных изменений в цивилизации как системе должен быть приложен именно к Разуму Человека.

* Антропология дает понять, что с появления Homo sapiens до наших дней отбор по уму имел меньшее значение, чем по физической силе, агрессивности и сексуальной привлекательности. Именно поэтому наши мозги с “каменных веков” сохранили “программы джунглей”, заставляющие нас быть агрессивными и конфликтными.

* Первобытные люди (Hominidaes) получили эволюционное преимущество над другими высшими животными, как только они начали жить племенами и освоили социальное наследование знаний, навыков, умений и ноу-хау.

* Несовершенство Разума имеет характер дефицита панорамного мышления (ДПМ), унаследованного от узкого поля сознания (УЗС), которое было и есть преимуществом в выживании животных в дикой природе.

* Социальное наследование знаний, навыков, умений и ноу-хау, находясь в распоряжении людей с их несовершенным умом, открывает им широкие перспективы преодолевать эволюционно обусловленную отсталость менталитета педагогическими средствами.

* Есть основания быть оптимистом, поскольку границы, где кончаются способности человека учить и учиться, широки и постоянно расширяются.

* Альберт Эйнштейн поддержал бы эту мысль о “смене мозгов”, так как он когда-то сказал: “Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, не могут быть решены на том же уровне мышления, на каком мы были, когда создавали их.” Нечего и говорить, что нет более значительных проблем, чем глобальные, особенно проблема продвижения к высшей ментальности.

* Люди, благодаря реформированному образованию, оснащенные панорамным мышлением, имели бы больше возможностей различать добро и зло, разрабатывать свои моральные принципы. Другой великий человек, Фридрих Шиллер, помогает осознать это: “Просвещенный разум облагораживает моральные чувства; голова должна воспитывать сердце”. Можно предвидеть столь необходимое примирение между людьми в сообществах панорамно мыслящих.

* Как ни парадоксально, именно из-за этого несовершенства наша цивилизация имеет огромные и мало осознаваемые ресурсы прогрессивного развития. Устойчивое развитие, объявленное как цель в 1992 г., не имеет серьезных перспектив, поскольку эти ресурсы не были задействованы и введены в действие.

* ЮНЕСКО могла бы взять под свою опеку развитие панорамного мышления, что дало бы миру шанс выжить. Пилотные проекты в нескольких странах могли бы запустить этот процесс реформирования образования.

* Интеллигенция, способная мыслить панорамно, имела бы больше шансов объединиться для решения глобальных проблем, имея в качестве цели создание глобального интеллектуального веб-ресурса.

* Соответственно, приоритет школьного институтского/университетского образования должен быть замещен: не “учить знаниям”, а “учить и учиться развивать панорамное мышление ”. Это было бы обоснованно еще и потому, что мы живем в мире, перегруженном информацией, которую надо только научиться находить.

* ООН/ЮНЕСКО, взяв патронаж над сменой приоритетов образования, в течение жизни нескольких десятилетий могли бы открыть широкую перспективу интеллектуального развития цивилизации. Я имею здесь в виду перспективу для науки и изобретательства подняться до идей недостижимой до сих пор общности и значимости.

* Убежден, что именно интеллигенция могла бы посчитать своей миссией на протяжении жизни нескольких поколений разработать стратегию существования и развития человечества , стратегию, которая могла быминимизировать угрозы уничтожения и самоуничтожения цивилизации, будучи корректирована "по ходу жизни".

* К настоящему времени в мире нет до сих пор такой структуры, нацеленной на выполнение столь фундаментально важной глобальной функции.

* Многие люди восприняли призыв “Думай глобально, действуй локально” как руководство к действию. С трибун ООН этот призыв озвучивался неоднократно. ООН могла бы восполнить названную выше брешь, создав Комитет по цивилизационной безопасности как главное подразделение Совета Безопасности ООН.

* Адекватным девизом Комитета по цивилизационной безопасности могло бы быть: “Думать глобально, подготавливая все для обеспечения цивилизационной безопасности”.

* Именно таким могло бы быть выражение планетарной ответственности человека, которая, получив распространение в мире, могла бы существенно расширить пространство прав человека, дать им более реальное обеспечение.

* Таким образом, мой ответ на вопрос: “Могут ли действия граждан спасти мир?” таков: да, если ООН поможет взяв на себя организаторские функции управлять этим процессом, ведущим к лучшему будущему, где будет реализовано право быть обученным /научиться мыслить панорамно, -- т.е. более широко, творчески, системно, фантазийно, неожиданно, изобретательно, парадоксально.

Что же касается меня, одного из граждан гражданского действия, то я в конце октября 2010 г. создал Общедоступную Школу Панорамного Мышления на веб-ресурсе wiser.org, с тем, чтобы в течение года представить дюжину лекций по панорамному мышлению и его развитию, обсуждать их, управлять процессом обучения и самообучения, используя методы известные и ad hoc разработанные.

* * *

Изложенное выше представляет собой набросок плана по “построению более сильной ООН ради лучшего мира”, включающего, как, надеюсь, можно видеть, и “свежее мышление, свежие подходы”.

 


   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz