ПРОЕКТЫ


Страницы сайта:

* ГЛАВНАЯ;
*** ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ:
ПЕРВЫЙ,
ВТОРОЙ,
ТРЕТИЙ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ОБЩЕСТВО;
* HOMO SAPIENS;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* ИНТЕРВЬЮ;
* ДИАЛОГИ;
* ТРИБУНА ДЛЯ ПОЧЕТНЫХ ГОСТЕЙ,
среди которых – Кшиштоф ЗАНУССИ;
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ;
* МИЛЛЕРИАНА;
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА

Наиболее значащие материалы сайта:

Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Панорамное мышление как понятие
Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
Секрет юмора из глубин эволюции
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
Соавторствуя с Вольтером
Рекомендации Природы международным институциям
Все человечество может оказаться в дураках
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Не исключено, что вы -- аквиник
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
О творчестве по-новому
Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять

   


Не будет счастья, так несчастья помогут

В.Н.Третьяков


Не слова, а несчастья
есть учитель глупцов.
Демокрит.


Да, именно в управляющем воздействии на стратегию
развития человечества различных угроз в виде катастроф,
военных конфликтов и других несчастий суть Третьего
императива выживания. Угрозы уничтожения, а еще вероятнее
-- самоуничтожения человеческой цивилизации, вместе с
непрекращающимися, по выражению мрачного юмориста,
"репетициями конца света" подведут (не могут
не подвести!) людей к парадоксальному выводу: надо
стремиться осуществлять вековечную мечту человечества
о счастье, иначе не избежать новых, еще больших бедствий
и катастроф.

Предположим, что уже «сработал» первый императив выживания и система образования оказалась способной перестроиться с обучения по принципу приоритета знаний на обучение по принципу приоритета умению мыслить, причем мыслить панорамно. Допустим также, что в большинстве стран справились и с проблемами создания социального интеллекта, что предполагает, в частности, освоение эффективных алгоритмов проблемо- и конфликторазрешения, наличие необходимых технологических и информационных ресурсов для онлайного изучения социальных параметров и предпочтений, а также использование ситуативного корректировочного управления в тех социально-экономических сферах общества, которые, по общественному согласию, под таким управлением находятся.

Однако, несмотря на столь значительные социальные достижения, можно предвидеть появление очагов противостояний и конфликтов – если не выравняется различие в социально-экономическом развитии стран, не уменьшатся децильные коэффициенты (отношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных). Впрочем, тут и дара предвидения не нужно: наличие «золотого» миллиарда и «незолотых» 5 миллиардов, экономическая и политическая миграция, экономическая преступность – многообразные проявления этой человеческой неоднородности и неравноправности являются сейчас все новыми сюжетами для "страшилок" новостных теле- и радиопрограмм.


Лучшему пониманию целей и полезности осуществления будущего интернет-проекта, привлечению внимания к нему, по моему замыслу, может поспособствовать

ЗАОЧНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ПРОБЛЕМЕ СЧАСТЬЯ-НЕСЧАСТЬЯ


За этим воображаемым круглым столом экспертам-мудрецам разных эпох были заданы вопросы о счастьи и несчастьи, на которые они, как вы понимаете, уже давно (а некоторые из них – очень давно) дали ответы.

Начнем с двух главных вопросов:

Что такое счастье и что у вас с ним ассоциируется?

Спиноза. -- Счастье – не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
Хемингуэй. -- Счастье – самая замечательная вещь на свете, и для тех, кто умеет быть счастливым, оно может быть таким же глубоким, как печаль.
Эразм Роттердамский. -- Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением.
Публий Сир. -- В чем счастье, как не в силе и терпении?
Лев Толстой. -- Счастье есть удовольствие без раскаяния.
Вольтер. -- Счастье всего лишь мечта, а горе реально.
Бетховен. – Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям.
Антисфен из Афин. -- Блаженнее всего для человека умереть счастливым.
Монтень. -- Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить.
Шекспир. -- Счастья целиком без примеси страданий не бывает.
Руставели. -- Не оценишь сладость жизни,
Не вкусивши горечи побед.
Сенека. -- Без товарища никакое счастье не радует.
Фирдоуси. -- Лишь в разуме счастье,
Беда без него,
Лишь разум – богатство,
Нужда без него.
Иммануил Кант. -- Счастье есть идеал не разума, а воображения.
Дэвид Юм. -- Склонность к радости и к надежде – настоящее счастье.
Тургенев. -- Сильному не нужно счастье.
Тит Ливий. -- Чем больше счастье, тем меньше ему следует доверяться.
Роллан. Когда эгоистическое счастье является единственной целью жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной цели.
Фромм. – Счастье – не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

То же, в отношении несчастья?

Сенека. -- Несчастна душа, исполненная забот о будущем.
Торквато Тассо. -- Ожидание несчастья худшее несчастье, чем само несчастье.
Ларошфуко. -- Куда более несчастлив тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому.
Дэвид Юм. -- Склонность к опасению и к меланхолии – настоящее несчастье.

Как относиться к счастью и несчастью?

Периандр. -- В счастье будь умерен, в несчастье разумен.
Ларошфуко. -- Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы.
Луцилий Гай. -- Возносись душою
в счастье
И смирись, когда беда.
Ницше. Несчастье ускользнуло от тебя; наслаждайся же этим как счастьем своим!

Каковы условия, при которых наступает счастье?

Софокл. -- Ум, несомненно, первое условие счастья.
Сократ. -- Наслаждение, роскошь – вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать – вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
Грассиан-и-Моралес. -- Всегда чего-то желать, дабы не стать несчастным от пресыщения. Тело дышит, дух жаждет. Обладай мы всем, нам все было бы немило, скучно; даже уму должно приберегать нечто ему неведомое.
Эйнштейн. -- Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или вещам.

Кому достается счастье, кому несчастье?

Тит Плавт: -- Мудрый сам кует себе счастье.
Овидий Публий.
-- Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.
Демокрит. -- Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа; несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья.
Сенека. -- Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, -- никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большого счастья.

Что в счастьи субъективно, что объективно?

Публий Сир. -- Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.
Тит Ливий. -- Чем больше счастье, тем меньше ему следует доверяться.
Марк Аврелий. -- Измени отношение к вещам, от которых ты зависишь, и ты будешь от них в безопасности.

Как и кому можно быть счастливым?

Дж.Б.Шоу. – Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
Паскаль.
-- Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
Леонардо да Винчи. -- Счастье достается тому, кто много трудится.
Цицерон. --Все, обладающие добродетелью, счастливы.
Пифагор. -- Избери себе друга: ты не можешь быть счастлив один; счастье есть дело двоих.
Саллюстий Гай. -- Каждый кузнец своего счастья.
Публий Сир. -- Счастье легче найти, чем сохранить.
Фирдоуси. -- Лишь тот судьбою одарен счастливой,
Тот радостен, чье сердце справедливо.
Спиноза. -- Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Мартин Лютер. -- Те, кто не ищет счастья, найдут его быстрее других, ибо те, кто ищет счастья, забывают, что самый верный способ добиться счастья для себя – это искать его для других.
Фрэнсис Бэкон. -- Счастье продает нетерпеливым людям великое множество таких вещей, которые даром отдает терпеливым.
Джон Локк. -- Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.
Филдинг. -- Счастлив тот, кто считает себя счастливым.
Дидро. -- Самый счастливый человек тот, который дарит счастье наибольшему числу людей.
Грибоедов. -- Счастливые часов не наблюдают.
Тютчев. -- Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Чехов. -- Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
Лермонтов. -- Поверь мне, счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
Ключевский. -- Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым – это вообразить себя таким.
Толстой. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Шопенгауэр. -- Из личных свойств непосредственнее всего способствует нашему счастью веселый нрав.
Оруэлл. -- Люди могут быть счастливы лишь при условии, что они не считают счастье целью жизни.
Платон. -- Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.
Гоббс. Только во всеобщем счастье можно найти свое личное счастье.
Марк Аврелий. -- Ищи радости и покоя единственно в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию.
Вуди Аллен. -- Единственный способ быть счастливым – это полюбить страдание.

… и кому не надо рассчитывать на счастье?

Ибн Сина. -- Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
Эпиктет. -- Зависть – враг счастливых.
Сенека. -- Человек, который только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя -- живи для других.
Лабрюер. -- Истинно несчастен человек лишь тогда, когда он чувствует за собой вину и упрекает себя в этом.
Ларошфуко. -- Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны.
Руссо. -- Никто не может быть счастлив, если он не пользуется собственным уважением.
Гете. -- Бояться горя – счастья не знать.
Франс. -- Несчастлив тот, в ком нет хотя бы крупицы от Дон-Кихота.
Жорж Санд. -- Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья.

А если несчастье все-таки настало – чем можно руководствоваться или утешаться?

Эпиктет.
-- В несчастье познается и изобличается враг.
Лукиан из Самосаты. -- Несчастье ближнего утешает нас в наших несчастьях.
Сенека. -- Несчастье – удобное время для добродетели. Никто на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастье.
Эразм Роттердамский. -- Даже в самой худшей судьбе есть возможности для счастливых перемен.
Джон Локк. -- Счастье или несчастье человека в основном являются делом его собственных рук.
Камю. -- Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения.
Шекспир. -- Большое горе врачует меньшее.
Сервантес. -- В несчастье судьба всегда оставляет дверку для выхода.
О мужественное сердце разбиваются все невзгоды.
Дизраэли. -- Нет лучшего учителя, чем несчастье.
Леонардо да Винчи. -- Надежда на счастье, пусть даже обманчивое, никогда не причиняет зла человеку, потому что она облегчает жизнь.
Грасман-и-Моралес. -- Возможность горести превратить в радости – значит уметь жить.
Ларошфуко. -- Не бывает обстоятельств столь несчастных, чтобы умный человек не мог извлечь из них какую-нибудь выгоду.
Аристотель. -- Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.
Олдингтон. -- Жизнь – это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи.
Рассел. -- Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться.
Карнеги.-- Веди себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.

P.S. Мигель де Сервантес предпочел предостересь всех страждущих от заведомо неверной тактики действий: -- Беду ни праздностью, ни леностью не поправишь, -- сказал он.

Что же до проблемы счастья вообще, то ее вовсе не признал достойной обсуждения лишь Зигмунт Фрейд. Будучи информированным, по-видимому, из первых рук в делах мироустройства, он выступил с принципиальным заявлением: -- Задача – сделать человека счастливым – не входила в план сотворения мира, -- и покинул виртуальный зал заседаний.

Подытожим сказанное

Счастье – это: добродетель (Спиноза), самая замечательная вещь на свете (Хемингуэй), удовольствие без раскаяния (Л.Толстой), всего лишь мечта (Вольтер), идеал воображения (И.Кант), достижение, которого человек добивается (Фромм)..

Счастье состоит в том, чтобы: умереть счастливым (Антисфен), хорошо жить (Монтень), быть умным (Софокл, Фирдоуси).

Счастье могут испытывать те, кто: мудр (Плавт), добродетелен (Цицерон, Спиноза), умеет быть счастливым (Хемингуэй), верит в возможность счастья (Толстой), мирится со своей судьбой (Э.Роттердамский), силен и терпелив (Публий Сир), имеет друзей (Пифагор, Сенека), прежде испытывал страдания (Шекспир, Ж.Санд) … и поражения (Руставели), чувствует себя счастливым (Публий Сир), разминулся со своим несчастьем (Ницше), ничего не желает (Сократ), всегда чего-то желает (Грассиан-и-Моралес), берет под свою защиту то, что любит (Овидий Публий), привязан к цели, а не к людям или вещам (Эйнштейн), пользуется хорошим расположением духа (Демокрит), уважаем другими (Паскаль), много трудится (Л. да Винчи), радостен и справедлив (Фирдоуси), ищет счастья для других (Платон, Дидро, Гиббс, Лютер, Шоу), имеет здоровый дух в здоровом теле (Локк), считает себя счастливым (Филдинг), не замечает течения времени (Грибоедов), имеет хорошее настроение (Спиноза), обладает веселым нравом (Шопенгауэр), посетил сей мир в его минуты роковые (Тютчев), любим и пользуется доверием (Лермонтов), готов быть счастливым (Линкольн), умеет вообразить себя счастливым (Ключевский), любит страдание (В.Аллен), не считает счастье целью своей жизни (Оруэлл).

А несчастье остается для тех, кто: исполнен забот о будущем (Сенека), пребывает в ожидании несчастий (Т.Тассо), не имеет душевного веселья (Демокрит), нетерпелив (Бэкон), не испытывает симпатии ни к кому (Ларошфуко), завидует другим (Сенека, Эпиктет), чувствует за собой вину и упрекает себя в этом (Лабрюер), счастья не ценит (Ибн Сина), думает только о себе и ищет во всем своей выгоды (Сенека), глупец, которому всего мало (Ларошфуко), не пользуется собственным уважением (Руссо), боится горя (Гете), не имеет ничего общего с Дон-Кихотом (Франс)

Эксперты предлагают учитывать, что в несчастье можно: смириться (Луцилий Гай), вести себя разумно (Периандр), изобличить врага (Эпиктет), утешиться несчастьем ближнего (Лукиан), проверить свое мужество (Сенека), надеяться на перемены к лучшему (Э.Роттердамский), найти прибежище в своем воспитании (Аристотель), воодушевится своим безнадежным положением (Камю), надеяться на счастье (Л. да Винчи, Сервантес), взять дело счастья в свои собственные руки (Локк), чему-то научиться (Дизраэли), превратить горести в радости (Грасман-и-Моралес, Карнеги), изменить отношение к вещам, от которых зависишь (Марк Аврелий), гордиться своей невезучестью (Бертран Рассел), учесть, что не все зависит от судьбы (Ларошфуко), что ни праздность, ни леность не помогут (Сервантес), что каждый – кузнец своего счастья (Саллюстий Гай) и что большое горе врачует меньшее (Шекспир).

Поддержан ли интернет-проект?

Полагаю, что виртуальный круглый стол авторитетнейших экспертов по существу высказался за организацию всемирного интернет-форума «К счастливой жизни на Земле». В самом деле:

Не поддержано отношение к счастью как к чему-то ирреальному, из области фантазий и представлений. Наиболее выразительно эту точку зрения опроверг Хемингуэй. Многие эксперты давали просто конкретные практические рекомендации, как быть счастливым и как преодолевать несчастья. Тем самым они, как бы соглашаясь с Ницше, неявно исходили из того, что счастливую жизнь надо строить самому, своим умом и руками.

Подтверждена сложность, неоднозначность, трудность связанных со счастьем-несчастьем вопросов, что выразилось в удивительной разноголосице мнений экспертов. И это притом, что среди экспертов не оказалось ни одной женщины и что, помимо Фирдоуси и Ибн-Сины, неевропейский взгляд на счастье никто не больше представил. Все это указывает на необходимость более представительного обсуждения, для чего интернет-форум как раз и задумывается.

Участие в преодолении конкретных жизненных проблем несчастных людей, выступления в теоретических дискуссиях, свои формулы счастья – все эти и другие формы соучастия в делах других несомненно поддержали бы Платон, Марк Аврелий, Дидро, Гоббс, Эйнштейн, позитивно оценившие альтруистическое понимание счастья, благодаря которому может возникнуть даже счастливое чувство приобщенности к хорошему делу. Можно быть уверенным, что такое коллективное дело, как интернет-форум о счастье, поддержал бы и Ромен Роллан, негативно оценивший перспективы эгоистического счастья.

Что же касается альтруистической мысли Дж.Б. Шоу – «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его», -- то она перекидывает мостик к восточному пониманию счастья, задолго до рождения Шоу разработанного мудрецами тайного даосского клана Шоу-Дао. (Удивительно это случайное совпадение имен и идей!). В их понимании счастье – это универсальная гармония тела, духа и окружающего мира, а умение быть счастливым – одно из многих умений, наряду с ремеслами, которые человеку предназначалось освоить, поскольку быть счастливым – долг человека перед собой, обществом и природой. Это дает надежду на то, что интернет-форум мог бы в принципе стать многолетним диалогом западной и восточной цивилизаций.

Значительный вклад в обоснование необходимости интернет-форума по теме счастья внес Л.Толстой: ведь участвовать в широком обсуждении проблемы счастья можно, по-видимому, лишь тогда, когда заинтересованно веришь в его достижимость. Но это еще не все: великий романист снял со счастья флер греховности («Счастье есть удовольствие без раскаяния»), и тем самым своим авторитетом открыл будущий форум для всех верующих.

Связь счастья с интеллектом

За воображаемым круглым столом по проблеме разума Пифагор высказал мысль: «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь». Его поддержал Софокл: «Ум, несомненно, первое условие счастья». И это общее мнение древнегреческих мудрецов стало еще ценнее в сопоставлении с мыслью древнеримского комедиографа Тита Плавта, высказанной вполне всерьез: «Мудрый сам кует себе счастье». Французский мыслитель Блез Паскаль сумел расширить поле проявления мудрости, сказав: «Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных». Это, по-моему, даже не толстый намек, а прямое руководство к действию: входи в круг чужих проблем, помогай их разрешить, а своими неразрешенными проблемами озадачивай других, ибо со стороны виднее.

Ну, а уж если ум можно толковать расширительно -- как социальный интеллект, -- то последняя рекомендация – это прямой призыв к участию в интернет-форуме «К счастливой жизни на Земле».

Таким образом, мудрецы разных времен и народов подсказывают великую мысль: высокое качество жизни предопределяется высоким качеством мышления и, вполне возможно, является главным благоприобретением счастливой жизни. Намек на этот вывод можно выявить в высказывании Дж.Б.Шоу, А.П.Чехова и Н.В.Гоголя о том, что нет выше радости, чем радость творчества. А это значит, что последовательность императивов выстроена во времени правильно: вначале надо преодолеть свою умственную эволюционно-биологическую ограниченность, потом выстроить социальный интеллект, и после всего этого, 2—3 поколения спустя, овладев мышлением 3-го тысячелетия, разработав совершенные программы коллективного мышления, только и можно будет одолеть проблему человеческого счастья, постановка которой, без учета перспективы человеческих поколений, может показаться кому-то проявлением наивности и утопичности мышления. И уж, конечно, только как проявление умственной лености можно расценить подобное отношение к созданию сетевого ресурса большой мощности и объема для запуска УЖЕ СЕЙЧАС диалога цивилизаций о счастье.

Это никак не повторение пройденного: такой возможности в человеческой истории еще не было, и не использовать эту возможность, и это при наличии средств для ее осуществления, было бы проявлением того самого, эволюционно обусловленного, очень-очень животно-человеческого... да-да, того самого дефицита панорамного мышления.

Приложение: Программа джунглей продолжает действовать

(Из книги супругов Александра и Ирины Медведевых «Формулы счастья. Технология счастья», Киев: София, 2001, с. 22—23, глава «Почему человек чувствует себя несчастным?»).

«По мере развития цивилизации выживание перестало зависеть от мгновенной реакции на раздражитель, но организм человека так и не успел перестроиться, и во время ссоры с соседом по коммунальной квартире «венец творения» испытывает столь же сильный выброс адреналина в кровь, как кроманьонец с каменным топором, готовящийся к схватке с медведем гризли. Но все отличие в том, что кроманьонец после завершившейся победой схватки или удачного бегства избавлялся от последствий гормональной атаки, выплеснув свое напряжение в активных действиях и вернув свой организм к состоянию равновесия.

Склоки в коммунальных квартирах или иные виды конфликтов обычно не дают их участникам подобных преимуществ, если, конечно, их участники достаточно цивилизованны, чтобы ограничить свои разборки уровнем дискуссий, а не требующим значительных физических усилий поединком на скалках и сковородках. Нежелательный избыток гормонов долительное время остается в крови, вызывая затяжные отрицательные эмоции, ощущение напряженности и фрустрации, которое может сопровождаться состояниями агрессии и ощущениями унижения, ненависти или печали.

Повторяющиеся стрессы подобного рода закрепляют спектр отрицательных эмоций, и отрицательные эмоции начинают автоматически возникать уже сами по себе при воспоминаниях о неприятной ситуации, при опасении ее повторения или при ассоциативной связи с каким-то событием, напоминавшим об испытанном стрессе.

Программа джунглей продолжает работать, в условиях современности гораздо чаще приводя к деструктивным, чем к конструктивным последствиям, но, не понимая этого, человек винит в своих несчастьях не несовершенство конструкции собственной психики, а злую судьбу, роковые обстоятельства или, опять-таки, паскудных соседей».





 

     

(c) Copyright ИнтелТех — В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz