Institute of Intellectual Technologies  


ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТИВ ВЫЖИВАНИЯ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
*
ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНФОРМАЦИЯ ИНТЕЛТЕХА

Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
+Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Панорамное мышление как понятие
Дефицит панорамного мышления в вопросах и ответах
Охота за дефицитом. По звериным следам, оставленным в мозгу человека
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
Секрет юмора из глубин эволюции
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Институциональная и стратегическая несостоятельность интеллигенции в цивилизационном процессе
Ментальные жуки: эволюционный аспект
Соавторствуя с Вольтером
Рекомендации Природы международным институциям
Все человечество может оказаться в дураках
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Не исключено, что вы -- аквиник
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
Обобщенный принцип толерантности
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
О творчестве по-новому
Упущения цивилизации, как их выискивать и восполнять

 

 

Сомнительное счастье для оставшихся в живых  

В.Н. Третьяков

Тройка императивов выживания имеет внутреннюю логику сопряжения одного с другими, и эту логику нужно активно и публично предъявлять. Дело в том, что каждый из императивов имеет свои "но".

Так, призыв "Развивать панорамное мышление, преодолевая эволюционную отягощенность человеческой ментальности" будет тормозиться свойственной человеку умственной леностью и являющейся ее следствием косностью системы образования;

с реализацией императива "Создавать интеллектуальный ресурс планеты" будут проблемы из-за совсем не свойственного наиболее творческой части интеллигенции стремления объединяться;

императив "Ставить и разрешать "всем миром" проблему счастья для всех" имеет противопоказания из-за неудачных попыток индивидуальных умозрительных построений счастливых обществ.

Ясно, что до тех пор, пока ситуация "недостаточно плоха", императивы выживания категорическими не станут. Как ни странно, это в наибольшей степени касается Третьего императива, для осознания выполнения требований которого "нужно" не только сильное ухудшение качества жизни, ее комфортности и безопасности, но и радикальные сдвиги в общественном сознании, направленные на сглаживание общественной поляризации, на выравнивание государственных стандартов жизни.

На стадии же "просто императивов", когда они находятся на периферии общественного сознания, их травмирующее воздействие на общество невелико, и можно подготавливать введение их в действие без опасения вызвать панику и сумятицу. Так, образование по принципу приоритета развития панорамного (в частности, творческого) мышления оправдано просто потому, что цивилизация теперь другая - в большей степени информационная, чем техническая, и первым приоритетом "обучать знаниям" это уже быть не может. Первым должен стать приоритет "учить и учиться в течение своей жизни преодолевать эволюционную отягощенность мышления".

Другое дело - когда произойдет предсказанная серия катастроф (увы, неизежных из-за острого системного дисбаланса человеческой цивилизации). Тогда можно ожидать, что в СМИ, как принято, возьмутся за раскручивание императивов выживания по принципу «кто чернее и круче», и тогда нагнетание обстановки в обществе может достигнуть такой точки, что кто-нибудь в конце-концов выразит общее мнение: «Хоть бы скорее все кончилось!»

Именно такой мрачный прогноз, когда пройдут предсказываемые глобальные катастрофы с миллионами человеческих жертв, с такими последствиями, что оставшиеся в живых будут завидовать ушедшим, увы, может осуществиться. Надежда, что до такой крайности дело не дойдет, основана только на том, что императив «преодолевая несчастья, помогать себе и другим стремиться к лучшей жизни», при всей его кажущейся невыполнимости, получит большую притягательную силу. Ведь после треволнений и стрессов вера в истинность предпочтительного будет особенно сильна.

Но, конечно, несравненно большая вероятность огромного популяционного сброса. Ведь, как говорил древнегреческий мудрец Демокрит: "Не слова, а несчастья, -- вот учитель глупцов". Но после столь огромных несчастий как уж тут думать о счастьи для всех, тут уж только самому выжить, ближайших родных поддержать...

 


   
Copyright (c) ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru

Hosted by uCoz