1-й ИМПЕРАТИВ
ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;

а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ


Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
++Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Обращение к участникам саммита Рио+20 (июнь 2012 г.)
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Все человечество, возможно, оказалось в дураках
Институционально-стратегическое банкротство интеллигенции в цивилизационном процессе
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Рекомендации Природы международным институциям
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Рекомедации Природы в социологии
Криминальный диагноз: узкоумие
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Профилактика раковых заболеваний
Механизм юмора, добытый из глубин эволюции
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
В материальном мире действует объединенный принцип толерантности
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений

 



Тезисно о человеческой ментальности

В.Н. Третьяков









1) Только благодаря Разуму была создана человеческая цивилизация, и все ее достоинства, так же как и недостатки, не могут не быть производными его достоинств и недостатков.

2) Имея большие претензии к миру, в котором мы живем, мы имеем основания думать, что вид Homo Sapiens вышел из эволюции не вполне эволюционировавшим. Это предположение подтверждается доводами антропологии: во времена великих оледенений переход Homo sapiens к племенному существованию и речевому общению, давшим эффект социального наследования, дали этому виду настолько большое эволюционное преимущество, что он стремительно стал набирать свою численность, и потому элиминирующий отбор по разуму стал мало существенным или вовсе прекратился. Антропологи конкретизируют эту мысль так: кроманьонец, живший около 40 тыс. лет назад, мог бы учиться в Кембриджском университете.

3) Еще в середине ХХ века польский мыслитель Станислав Ежи Лец назвал Землю “точкой под знаком вопроса”, и вскоре, как бы подтверждая эту метафору, стали уже говорить об угрозе «оверкиля», т.e. возможности уничтожения всего человеческого рода при использовании лишь нескольких процентов накопленного вооружения.

4) Сделанный анализ (учитывающий также терроризм, стремящийся выйти на мировой уровень, угрозы использования ОМУ безответственными национальными лидерами, глобальное антропогенное давление, уничтожающее животные и растительные виды и потому вызывающие живую природу отреагировать адекватно) убедительно подтверждает вывод, что наша цивилизация как система имеет врожденный недостаток, т.е. внутреннее системно-элементное несоответствие, позволяющее говорить о ее эмерджентном свойстве -- “способности к самоуничтожению”.

5) Эта “способность” имеет подтверждение в глобальных проблемах, все более и более угрожающе нависающих над человечеством. Эти проблемы находятся во взаимной зависимости, и потому образуют некую систему. Посему системный подход должен считаться совершенно адекватным для их обсуждения и разрешения.

6) Вот вывод, который лишь с трудом может быть принят человеческими существами, которые, как принято считать, являются Вершиной эволюции: Человеческий Разум, как индивидуальный, так и коллективный, не в состоянии справиться с глобальными проблемами.

7) Узкое поле сознания (УПС) наших предков, позитивно коррелирующее с высокой скоростью избегания опасности и преодоления угроз для жизни, ранее было жизненно важным из-за обилия экстремальных ситуаций, но теперь, в современном мире, информационно сложном и становящемся все более и более сложным, при значительно более высоком уровне индивидуальной безопасности, это стало чрезвычайно опасным для всей человеческой цивилизации недостатком, который можно назвать дефицитом панорамного мышления (ДПМ).

8) Думать и планировать достичь устойчивого развития, не намечая долгосрочных социально-педагогических программ преодоления этого недостатка на индивидуальном и коллективном уровне, т.е. не работая на будущее, – это значит игнорировать главную причину всех человеческих бед, обманывать себя и не иметь никаких шансов достичь поставленной цели.

9) Поскольку Разум “виноват” в том, что глобальные проблемы нависают над человечеством неразрешенные, более того, усугубляются, то этот Разум может и должен быть озабочен, как усовершенствовать себя, чтобы справиться с этими проблемами. Это значит, что нужны панорамные мыслители, чтобы совершить запланированные осознанные действия, чтобы у человечества появилось будущее.

10) Как общечеловеческий недостаток ДПМ еще не осознан. Зная о существовании Идола Рода Человеческого, выявленного Фрэнсисом Бэконом, мы можем понять, почему это так: это из-за веры в истинность предпочтительного и, наоборот, неверия в истинность нежелательного. Недомыслие как общечеловеческое качество не может нам нравиться. Мы предпочитаем думать, что люди разделяются на умных и глупых, и последние – это те, другие, но никак не мы.

11) Если человечество рассматривать как некий супер-организм, то он в таком случае “безголовый”, остро нуждающийся в приобретении супер-мозга. Соответствующий мета-эволюционный процесс его создания был бы в соответствии с цефализацией, т.e. эволюционным процессом, произошедшим в животном мире и закончившимся созданием высших животных, имеющих головной мозг. Такой супер-мозг, состоящий из панорамных мыслителей, мог бы разработать надежную стратегию устойчивого и прогрессивного цивилизационного развития и обеспечивать ее коррекцию «по ходу жизни». Другой задачей этого глобального многоязычного интеллектуального веб-ресурса непременно должна была бы стать разработка концепций национальных программ преодоления ДПМ – этого эволюционного «приобретения», до сих пор отягощающего человеческую ментальность.

12) Кибернетический принцип управления гласит, что между системами управляющей и управляемой должно быть соответствие по сложности, чтобы управление было надежным, без сбоев. Применительно к человеческой цивилизации, ставшей глобальным явлением, это означает, что ее управляющая система должна быть тоже глобального масштаба. Другими словами, действенный цивилизационный супер-мозг должен быть своего рода глобальным мозгом.

13) Многоязычный характер этого глобального, сетевого, мультимедийного, мобильно-коммуникационного ресурса не есть самая главная проблема, с которой придется справиться. Думающие люди разделены не менее трудно преодолеваемыми границами — между мировоззрениями, культурами, обычаями, верами, принадлежностью к различным научным школам и наличием различных научных и педагогических дипломов. Эти границы трудно преодолеваемы, в частности, и из-за преимущественно индивидуального характера творческого процесса. Говоря кратко, интеллигенция любит пребывать в неких“ интеллектуальных кластерах”. Так что создание эффективных регламентов для всех этапов принятия согласованных решений «для всего мира» может оказаться “крепким орешком”.

14) Вековая мечта людей “летать как птицы” была реализована, когда она, как проблема, была переформулирована как мета-проблема: “с использованием аппаратов тяжелее воздуха”, что позволило создать авиацию; другая мечта людей -- “быть в контакте с кем нужно и в любом месте” стала реализованной благодаря “использованию мобильных средств коммуникации”, после появления микроэлектроники. Подобная мета-системная переформулировка для комплекса глобальных проблем означает “делать все возможное для улучшения человеческой ментальности, как индивидуальной, так и коллективной, чтобы сделать мир, в котором мы живем, лучше”.

15) На индивидуальном уровне это означает перестройку мировой образовательной системы с приоритета “учить знаниям” на приоритет “учить и учиться преодолению эволюционно отягощенной человеческой ментальности”. Альберт Эйнштейн поддержал бы этот вывод, так как он был уверен: “Нам нужен принципиально новый способ мышления, если человечество намерено выжить.”

16) Чтобы идти в этом направлении, имеется мощный стимул: ведь именно “благодаря” ДПМ в любую эпоху всегда были идеи и открытия как бы предсуществующие. Т.е. имеющегося знания было достаточно, чтобы обнаружить их, вот только они были спрятаны за горизонтом человеческого ДПМ-понимания. Разумеется, то же верно и для нашей эпохи. Какие-то из этих научных упущений, будучи восполненными, дали бы нашей цивилизации мощный системный ресурс для научного и общецивилизационного развития.

17) Другой стимул состоит в том, что люди, думающие панорамно, более способны понимать других и друг друга. Религиозные лидеры и активисты могли бы оказать огромную услугу человечеству, придя к согласию о том, что есть общечеловеческая мораль. Это имело бы огромное значение для человечества, не прекращающего “столкновение цивилизаций”. Можно предполагать, что выжить и существовать неопределенно долго может лишь вид Homo Sapiens Ethicus.

18) Чтобы достичь уровня высшей ментальности, как индивидуальной, так и глобально организованной, нужно решить задачу огромной сложности. Человеческая цивилизация создавалась несколько тысячелетий, тогда как вывести ее из-под угроз уничтожения и самоуничтожения нужно за несколько десятилетий. Ведь 9-миллиардное человечество, каким, по прогнозу, оно ожидается к 2050 г., может оказаться уже «неподъемным» для Земли.

19) Сказанное позволяет прийти к выводу: не осознавая корневой причины всех человеческих бед, прошлых, настоящих и предстоящих; не предпринимая ничего, чтобы перестроить всемирную систему образования на преодоление ДПМ; не планируя никаких осознанных действий по созданию всемирного интеллектуального ресурса – люди теперешнего поколения игнорируют главное упущение человеческой цивилизации и "готовят" своих потомков к коллапсу.

20) В дополнение к 5-му тезису: есть, конечно, какой-то смысл стремиться решать отдельные глобальные проблемы, такие как терроризм, загрязнение природы, изменение климата, перенаселенность*) или антропоморфный «след» на живой природе, чтобы они хотя бы не усугублялись. Но при этом должно быть понимание, что речь идет не о реальном решении какой-либо из них, а о временном ее облегчении. Каждая из отдельно решаемых проблем получает гораздо большее осмысление, когда она видится в аспекте заботы об отдаленном будущем, т.к. когда все делается для того, чтобы развязать весь пучок глобальных проблем.
---
*) Правда, Энтони Джадж в статье Конференция ООН по запрету рассмотрения проблемы перенаселенности показал, как одна проблема (изменение климата) “решалась” в 2009 г. так, чтобы отвлечь внимание от другой (перенаселенность).

 


   

Copyright © ИнтелТех—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов.
Vlad-Tretyakov@yandex.ru