В ЗАПАСНИКАХ
ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ИДЕЙ


Страницы сайта:

ИМПЕРАТИВЫ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
* ПЕРВЫЙ,
* ВТОРОЙ и
* ТРЕТИЙ;
а также
*ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
; *ПЛАНЕТАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ;
* ДИАЛОГ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ;
* ПРОЕКТЫ;
* НАУКА В ДЕЙСТВИИ;
* ПЕДАГОГИКА;
* HOMO SAPIENS;
* ОБЩЕСТВО;
* ЗДОРОВЬЕ;
* ФИЛОСОФИЯ С ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ;
* ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ИДЕЙ,
вместе с...
* ЕЕ ЗАПАСНИКАМИ;
* УЧЕНЫЕ ДОСУГИ;
* ИНТЕРВЬЮ
* ДИАЛОГИ
* ИНТЕЛТЕХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ
* МИЛЛЕРИАНА
* ПРИВАТНАЯ СТРАНИЧКА
* ИНТЕРНЕТ-БЮЛЛЕТЕНЬ МАИТ


Коллекции статей на сервере СО РАН:

+Рекомендации Природы в социологии
+Императивы выживания
+Философские проблемы математики
++Экономика под знаком интеллекта

Наиболее значащие материалы сайта:

Экзистенциальная мета-проблема человеческой цивилизации
Земля -- точка под знаком вопроса
О смене парадигмы когнитивной науки
Этическая панорама мышления
Обращение к участникам саммита Рио+20 (июнь 2012 г.)
Создание системы цивилизационной безопасности в 3-м тысячелетии
Мы живем в ДПМ-цивилизации
Все человечество, возможно, оказалось в дураках
Суду животных трудно найти адвоката
Международный День счастья. Что дальше?
Эволюционная классификация "ментальных жуков"
Устояли далеко не все
Обращение в Элья-институт межрелигиозных отношений
Из истории моих взаимоотношений с единоверцами
Институционально-стратегическое банкротство интеллигенции в цивилизационном процессе
Упущения цивилизации, их обнаружение и восполнение
Рекомендации Природы международным институциям
Принцип толерантности в действии: социо-психологические рекомендации
Принцип толерантности и концепция противодействия старению
Толерантный охват и категоризация
Как научиться быть эвристичным
Рекомедации Природы в социологии
Криминальный диагноз: узкоумие
Две креативности, а такие разные
Будем же учиться правильно мыслить
Педагогика наивысшей эффективности
Чтобы умственная пища хорошо переваривалась, она должна поглощаться с аппетитом
Учебно-творческий центр раскрытия одаренности
Советы осененному идеей
Советы начинающему эксперту
Инструмент мысли нуждается в заточке
Профилактика раковых заболеваний
Механизм юмора, добытый из глубин эволюции
Не исключено, что вы -- аквиник
Псевдоконгруэнции на универсальных алгебрах
Новое понимание физического закона
В материальном мире действует объединенный принцип толерантности
Обсуждение общебиологического принципа толерантности
О творчестве по-новому
Социальная инициатива -- общедоступный инфобанк лексических обогащений
К истории сотрудничества ИнтелТеха с Mission Studio International

 




Методология


ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОЖНО РАСШИРИТЬ

8.06.1993


Кажется вполне очевидным, что слаломист на трассе не
способен к абстрактному мышлению, не связанному с
разрешением задачи безаварийного прохождения
дистанции. Но представим себе, что по той же самой
трассе, по которой только что при полном напряжении
всех физических и интеллектуальных сил прошел новичок,
движется чемпион, имеющий опыт успешного прохождения
по гораздо более крутым маршрутам. Такой слаломист,
воспринимая спуск как приятную прогулку, уже может
позволить себе и о чем-то постороннем думать.


На теоретико-биологическом языке это означает, что второй из слаломистов более адаптирован к ситуации, чем первый.

Обобщая, можно сказать: чем меньше сознательного внимания требует приспособление к меняющейся обстановке, тем больше освобождено сознание для других дел, в т.ч. творческих, интеллектуальных.

Прикинем тогда, чем ограничиваются приспособительные возможности человека:
а) скоростью мыслительных процессов прогнозирования изменений обстановки, определяемой механизмами опережающего отражения действительности;
б) физиологическими возможностями зрительного, слухового и всех остальных анализаторов (эффекторов);
в) физиологическими возможностями органов (аффекторов), благодаря которым осуществляются приспособительные реакции.

Есть такое суждение: «Без умственного одиночества культура была бы невозможна». Имеется в виду, что без состояния сосредоточенности творчество не получается. По большому счету это, наверно, так, но ведь человек все-таки в состоянии путем упражнений улучшить показатели а) – в) настолько, чтобы и «на людях», и вообще в дискомфортных условиях уметь сосредотачиваться на творческих делах.

Можно сформулировать вывод: если хочешь быть умным и творческим, нужно тренировать не только ум, но и тело, чтобы жизнь в той слабо упорядоченной среде, в которой мы живем, не слишком отвлекала от более важных и значительных дел. Для которых, как многие отмечали, не хватает жизни.

А отвлекать она, жизнь, очень даже может. Что-то опрокинулось от вашей неуклюжести (читай: недоприспособленности), разбилось, пригорело, испортилось, хуже того: авария произошла. Ликвидация последствий – неизбежная необходимость. Тут уж не до отвлеченных теоретических и умственных построений.

Стоит заметить, что сформулированный выше вывод не в меньшей степени может заинтересовать учителей -- тех, кто умственно-телесный тренинг по развитию ловкости может организовать не только для себя, но и для других.

По-видимому, все сказанное выше имеет самое прямое отношение к преодолению дефицита панорамного мышления.



 

 

     
(C) Copyright «ИнтелТех»—В.Н.Третьяков. Настоящая информация является интеллектуальной собственностью автора сайта, которому было бы интересно знать о любом использовании его материалов. Vlad-Tretyakov@yandex.ru
Hosted by uCoz